• USD 379
  • EUR 427
просмотров 775

Есть вопросы по концепции следующей промышленной пятилетки Казахстана

Опубликовано: 11 Декабря 2018 Автор: Ярослав РАЗУМОВ | Алматы
Есть вопросы по концепции следующей промышленной пятилетки Казахстана
iotsyst.com

Как известно, недавно правительство одобрило концепцию государственной Программы индустриально-инновационного развития на 2020–2025 год. Это третья подобная программа, в 2010–2014 годах в стране реализовывалась Программа форсированного индустриально-инновационного развития (ФИИР), а в следующем году закончится действие Государственной программы индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015–2019 годы.

Исходя из того, что пока одобрена концепция будущей госпрограммы, и, очевидно, документ еще будет дорабатываться, наверняка в нем в итоге найдутся ответы на возникающие сейчас вопросы. Общий исторический фон, на котором вырабатывается следующая пятилетняя программа, довольно сложен. Как известно, главная цель всех программ – это развитие перерабатывающего сектора казахстанской промышленности, движение в сторону снижения сырьевой зависимости экономики страны. До сих пор результаты были довольно противоречивы. Например, как замечали критики, в рамках первой ГПФИИР в отчеты были включены проекты, далекие от идеи программы, например, запуск алматинского метрополитена. Хотя именно тогда в Казахстане появилось собственное автомобилестроение. Об итогах действующей программы говорить, конечно, еще рано. Уже к середине срока ее реализации в Казахстане был освоен выпуск 500 новых видов продукции, запущено более тысячи различных проектов. В то же время в октябре прошлого года президент Нурсултан Назарбаев заметил, что программа не обеспечила диверсификацию экономики страны, и доля обрабатывающей промышленности существенно не изменилась.

Основные аспекты третьей программы, в принципе, созвучны, а то и идентичны тем, что были в предыдущих. Это, например, увеличение количества современных производств, способных насытить продукцией, в том числе товарами народного потребления, внутренний рынок и осуществлять ее экспорт, поддержка инвестиций в перерабатывающую сферу. Ожидается, что к 2026 году реальный рост инвестиций в основной капитал увеличится в два раза, производительность труда – в 1,7 раза, экспорт продукции обрабатывающей промышленности – в 2,3 раза. Цели действительно амбициозные, особенно в части экспорта, учитывая, что мировые рынки пребывают в состоянии высокой волатильности. Впрочем, впереди еще много времени. Министерство по инвестициям и развитию намерено для достижения задач программы проводить активную политику по снятию барьеров в торговле в рамках ЕАЭС и получению доступа на рынки Китая, Центральной и Южной Азии. Из названных направлений наиболее реалистичным представляется ЕАЭС и соседние страны Центральной Азии – хотя бы в силу логистических аспектов. Что касается выхода отечественной перерабатывающей промышленности на рынок Китая, то, хоть и хочется пожелать казахстанским предприятиям успеха, верится в реализацию таких планов слабо. А вот сценарий по увеличению производительности труда, как представляется, может быть реализован, и, вероятно, на этом и сосредоточится основное внимание властей в ближайшие годы. Дело в том, что сегодня на предприятиях перерабатывающей промышленности страны производительность труда очень низка, например, по оценкам экспертов, в машиностроении ее необходимо увеличить в 1,5–2 раза. Без выправления ситуации в этом вопросе о чем-то ином вряд ли придется говорить. Развитие конкурентоспособности – это в первую очередь вопрос производительности труда. Однако решить эту задачу без кардинального решения проблемы с кадрами в отечественной промышленности невозможно.

Вопрос вызывает и следующий момент, связанный с новой программой: для выполнения ее задач предполагается создание новых капиталоемких и наукоемких производств, «используя возможности государства по распределению сырьевых ресурсов и предоставлению привлекательных условий для инвесторов». Если для улучшения условий деятельности инвесторов, в принципе, всегда можно найти возможности, то насчет распределения сырьевых ресурсов – вопрос, ведь большая их часть в стране уже распределена. Очевидно, что этот момент может стать реально перспективным в случае успехов геологоразведки, на которую в стране наконец-то обратили внимание. Правда, эффект от нее будет не быстрым.

Во время утверждения концепции прозвучало, что в будущей программе будет осуществлен переход от отраслевых приоритетов к поддержке эффективных производителей «во всех отраслях обрабатывающей промышленности». Вспоминая историю программ-предшественниц, стоит заметить следующее. При подготовке самой первой, 2010–2014 годов, внимание было также сконцентрировано на наиболее успешных предприятиях. Во второй, действующей сейчас, приоритет был отдан поддержке развития наиболее перспективных отраслей, которых набралось немало – 14. Теперь речь идет о возврате к принципу первой программы. Может быть, это результат глубокого осмысления наработанного опыта, хотя критики видят в этом «хождение по кругу»…

В общем, сегодня по поводу концепции следующей промышленной пятилетки Казахстана возникает немало вопросов. Успокаивает то, что до момента подведения окончательного резюме в ее обсуждении еще есть время.

Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале