Несмотря на снижение мировых цен на базовые металлы и санкции в отношении основных торговых партнеров Казахстана, по итогам 2018 года промышленность республики выросла на 4,1%. Об этом на расширенном заседании правительства сообщил министр индустрии и инфраструктурного развития Женис Касымбек.
По его словам, это стало возможным за счет опережающего роста горно-рудного сектора на 4,6% и обрабатывающей промышленности на 4%. Основными драйверами стали машиностроение (рост на 14,1%), химическая промышленность (8,1%), нефтепереработка (8,1%), легкая промышленность (4,4%) и добыча нефти и газа (4,8%). В разрезе регионов лидерами по промышленности являются Атырауская (110,6%), Восточно-Казахстанская (109,3%), Костанайская (108,3%), Акмолинская (106,9%) области и Астана (106,7%). При этом в некоторых регионах наблюдается снижение показателя: в Кызылординской (93,1%), Западно-Казахстанской (95,7%) и Туркестанской (97,3%) областях.
Что касается экспорта, то по итогам 11 месяцев 2018 года его объем увеличился на 26% и составил 54,7 млрд долларов, в том числе экспорт обработанной продукции составил 14,3 млрд долларов.
Как отметил министр, с июля 2018 года вступил в силу новый Кодекс о недрах, который упростил административные процедуры в сфере недропользования и позволит привлечь инвестиции в геологоразведку. В результате Казахстан в рейтинге Института Фрейзера по инвестиционной привлекательности недропользования улучшил свою позицию на 49 пунктов и занял 24-е место. По словам Жениса Касымбека, это позволит ежегодно привлекать до 100 млрд тенге инвестиций в геологоразведку Казахстана по твердым полезным ископаемым.
Стабильный рост показателей наблюдается и в гражданской авиации. Согласно данным МИИР, количество транзитных пассажиров выросло с 20 тысяч в 2010 году до 900 тысяч в 2018 году (показатель 2017 года – 620 тысяч человек). Планируется, что в 2020 году количество транзитных авиапассажиров составит 1,6 млн человек.
Также Женис Касымбек заявил, что в первом полугодии этого года планируется запуск первой национальной авиакомпании FlyArystan. За первый год эксплуатации она должна перевезти до 1 млн пассажиров. Цены на билеты этой авиакомпании будут в два раза ниже, чем у «Эйр Астаны».