просмотров 2048

В Казахстане объемы выпуска машиностроительной продукции могут вырасти в три раза

Опубликовано: 25 Января 2019 Автор: Ярослав РАЗУМОВ | Алматы
В Казахстане объемы выпуска машиностроительной продукции могут вырасти в три раза
zenit-engineering.ru

По итогам прошлого года машиностроение оказалось одной из самых быстро развивающихся отраслей казахстанской экономики. Речь идет не только о выпуске автомобилей, но и производстве многих видов промышленного оборудования. Так вот, в 2018 году его было выпущено в денежном выражении на 1,1 трлн тенге.

Индекс промышленного производства, который показывает динамику физического выпуска продукции, составил 114,1%. Для сравнения: в 2017 году по отношению к 2016-му рост составлял 109,2%. Специалисты отмечают, что положительная динамика в отрасли стабильна, а потому уже можно говорить о выходе ее из кризиса. Хотя, как отмечает заместитель директора Союза машиностроителей Казахстана Даулет Диханбаев, при этих оценках нельзя забывать об инфляционных моментах:

Говоря о росте в отрасли на 1,1 трлн тенге, мы помним, что к этому уровню мы уже подходили в 2013–2014 годах. Показатели машиностроения радуют, но надо еще много работать.

В прошлом году рост показали все машиностроительные отрасли. Производство электрического оборудования выросло на 33,4%, автотранспорта – на 40,4%, прочих транспортных средств – на 12,3% (здесь в основном имеется в виду железнодорожное машиностроение). Вырос выпуск нефтегазового, сельскохозяйственного и горнодобывающего оборудования. Увеличились даже объемы ремонта и услуг, которые в последние годы были в минусе. Производство буровых и проходческих машин выросло на 113,3% и составило порядка 17 млрд тенге. В основном эта продукция идет на внутренний рынок, но есть и экспортные позиции – трансформаторы, кабели, подшипники и конденсаторы. В прошлом году запущено два крупных проекта в железнодорожной сфере и производстве электрооборудования. Впервые в Казахстане начато производство колесных пар и впервые в Центральной Азии – высоковольтных трансформаторов.

Как известно, выстрелило в прошлом году и производство легковых автомобилей. Выпуск автобусов, грузового и спецтранспорта, напротив, сократился.

По легковым автомобилям помогло стимулирование спроса со стороны государства, а для других видов не было специальных программ, – пояснил Даулет Диханбаев. – Кроме того, общее снижение деловой активности повлияло на спрос на грузовые автомобили – это ведь, как правило, транспорт, использующийся в бизнес-сфере. Не стоит забывать и о конкуренции со стороны китайских производителей в этих сегментах.

Возникает вопрос: сможет ли производство легковых автомобилей расти без государственной поддержки? Ведь когда-то она закончится. Эксперты соглашаются, что без опеки государства этой подотрасли будет сложно. Но в обозримом будущем поддержка будет, деньги на этот год уже выделены: порядка 8 млрд тенге на легковушки и 2 млрд – на коммерческий транспорт. Скорее всего, поддержка сохранится и в следующем году.

Успеют ли за это время казахстанские машиностроители встать на ноги? Не последнюю роль в этом вопросе играет локализация производства. Сейчас ее доля составляет около 30%, но в стране не производятся комплектующие.

Есть один пример их выпуска – для КамАЗов, – говорит Даулет Диханбаев. – Для легковых машин это сложно. Во-первых, нужны крупные объемы, до которых пока наше производство не дошло. Производить, к примеру, бамперы или стекло рентабельно, если в год выпускается 100 тысяч или хотя бы 50 тысяч автомобилей. Во-вторых, нужно пройти процесс так называемой омологации, то есть получить согласие брендодержателя на использование в автомобилях тех или иных автокомпонентов. Были переговоры по использованию казахстанских аккумуляторов, но пока брендодержатель не готов к этому. Таким образом на рынке защищают своего производителя. Кроме того, мы знаем, что наши аккумуляторы хорошие, но это надо доказать брендодержателю. Работа ведется, и, думаю, через пару лет они будут востребованы.

В других сферах машиностроения локализация выше. В производстве насосов для нефтяной промышленности – более 70%, электрооборудования – до 90%. Союз машиностроителей совместно с Казахстанским институтом развития индустрии разработал Комплексный план развития машиностроительной отрасли на 2019–2030 годы. Он предусматривает целый ряд мер – от модернизации машиностроительных предприятий до подготовки квалифицированных кадров. Если все запланированные мероприятия будут осуществлены, то, по прогнозу Союза машиностроителей, к 2025 году объемы производства в отрасли вырастут в три раза.

Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале