просмотров 2534

Как Казахстан и Россия будут делить рынок бензина?

Опубликовано: 20 Февраля 2019 Автор: Ярослав РАЗУМОВ | Алматы
Как Казахстан и Россия будут делить рынок бензина?
pixabay.com

За первый месяц этого года нефтеперерабатывающие заводы Казахстана произвели почти 379 тысяч тонн бензина. Это на 30,9% больше уровня прошлогоднего января. Такой значительный рывок обеспечило завершение модернизации отечественных НПЗ в 2018 году. Однако для оценки перспектив нефтеперерабатывающей промышленности Казахстана важен другой показатель: объем произведенного в этом январе бензина составляет примерно 9,6% от всего производства прошлого года.

Казахстан за год превратился из страны, испытывающей хронический, многолетний дефицит бензина, в страну, где наблюдается его избыток. Не совсем ясен ответ на вопрос: куда его девать? Неудивительно, что в январе-феврале объемы переработки нефти на заводах были снижены. Как заявил недавно министр энергетики Канат Бозумбаев, в этом году профицит бензина составит 500–650 тысяч тонн. Логично было бы попытаться экспортировать его в соседний Кыргызстан. Поставки топлива в эту страну предполагалось начать в ноябре прошлого года, затем – в феврале нынешнего, теперь же говорят о конце марта. Сейчас потребности Кыргызстана закрываются поставками из России – значит, выход на этот рынок будет означать конкуренцию с россиянами?

В России за последнее время, как и в Казахстане, заметно увеличились мощности нефтеперерабатывающих заводов. Даже звучат замечания экспертов, что рынок страны «залит бензином» и необходимо стимулировать экспорт. В начале прошлого года он быстро рос, но затем российское правительство стало сдерживать вывоз топлива, чтобы не допустить резкого роста цен на внутреннем рынке. Тем не менее в 2017 году бензин в России подорожал на 7,3%, в 2018-м – еще на 9,5%. Сегодня он заметно дороже, чем казахстанский. Львиная доля российского бензина традиционно шла в Европу, на доступные Казахстану рынки поставляли сравнительно небольшие объемы. Но можно ли ожидать, что Москва легко сдаст их, тем более в нынешних условиях? Особенно с учетом того, что в среднесрочной перспективе в России ожидается модернизация еще девяти НПЗ. Впрочем, эти планы теперь в связи с профицитом бензина могут быть скорректированы.

Казахстан готов поставлять бензин и в союзные, но географически удаленные страны – Беларусь и Армению. Как же могут складываться в новых реалиях отношения между Казахстаном и Россией, одновременно союзниками по ЕАЭС и конкурентами по экспорту бензина? Казахстанский эксперт Сергей Смирнов дал «ЭК» следующий комментарий:

Если поставлять казахстанский бензин в западном направлении, то только через территорию России. И наоборот, российские поставки в страны Центральной Азии могут идти через Казахстан. Очевидно, обеим сторонам придется делить рынки и договариваться, кто, куда и сколько будет поставлять.
Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале