Продажная любовь

Опубликовано: 01 Марта 2019 г. Автор: Андрей ЖДАНОВ | г. Алматы
просмотров 2294

Давно канул в Лету принцип русских купцов «Превыше всего прибыль, но выше нее честь». Сегодня в бизнесе верховодит маркетинг, заставляющий нас, потребителей, держать ушки на макушке. Предлагаемые заметки – о некоторых бесчестных продажных уловках, основанные на личном опыте автора и его окружения.

С миру по нитке – рубашонка магазину

Начнем с крупных продуктовых и смешанных магазинов, гордо именующих себя супермаркетами, гипермаркетами и мегамаркетами. Я попытался сосчитать их количество в Алматы и сбился со счета – сотни. Посещая их, надо быть более бдительным, чем на базарах, число которых усилиями акима Бауыржана Байбека в южной столице сокращается.

Supermarket-tricks-making-you-fat.jpg

Простейшая хитрость – расположение в больших магазинах отделов и секторов наиболее востребованной еды (хлеба, молочных, кулинарных и кондитерских изделий, овощей, полуфабрикатов и сырых продуктов) в самом конце торгового зала по отношению к его входу. Расчет прост: пока покупатель, заглянувший взять хлебушка да молочка, шествует к полкам с ними, он может заинтересоваться другим, в том числе более дорогим, товаром.

Его специфическое расположение на полках – тоже придумка маркетологов. В большинстве случаев наиболее дорогие и далеко не всегда адекватные качеству по цене продукты располагаются на самых выгодных местах – на уровне глаз человека среднего роста, плюс-минус 30–40 сантиметров. И только согнувшись в три погибели, на самых нижних полках, или, наоборот, встав на цыпочки, а то и призывая на помощь продавца со стремянкой, можно найти проверенный вами товар по относительно божеской цене. Конечно, молодой покупатель нагнется – не переломится. Но по отношению к старикам эта практика большой торговли выглядит форменным издевательством.

44251_big_1c1252ce9f.jpg

Не вчера алматинские большие магазины пристрастились торговать наиболее дорогими продуктами питания – охлажденным сырым животным и птичьим мясом, фаршем, нарезкой колбасы, мясным ассорти, сыром, готовыми салатами, гарнирами, супами, другой снедью вплоть до лососевой и осетровой икры – в собственной таре и упаковке. То есть в пластиковых баночках, ведерках, корытцах, аккуратно спеленатых пищевой пленкой. Вроде бы удобно.

Но за этим удобством кроется обман. Если у вас, читатель, есть дома кухонные электронные весы, взвесьте на них купленную еду в магазинной упаковке вместе с ней и без нее. Разница составит 5–10 граммов, а то и больше, в чем лично я убедился еще в 2000-х годах. Переплата одного покупателя за подобную магазинную тару мизерная, но с учетом цен дорогих продуктов питания и многотысячной ежедневной пропускной способности больших магазинов эта уловка приносит им вполне реальный, отнюдь не копеечный навар.

Пластиковая тара весит граммы, но приносит торговле не копеечный навар.jpg

Проваливай, иначе позовем охрану

Много сказано и написано о лукавстве торговых скидок и так называемых акций, когда по сниженной цене продается залежавшийся, неходовой товар, а то и предметы с истекшим сроком годности, дефектами и браком. Но бывает, громко объявляя о скидках, торговля вовсе не снижает цену, обманывая покупателя внаглую. Об одном подобном случае мне рассказал младший коллега, старающийся одеваться не только со вкусом, но и модно.

маркетинговые-ходы.jpg

Однажды в крупном торговом центре Алматы он набрел на очень понравившиеся ему джинсы. Примерил их – загляденье: сидят как влитые, ни малейшей подгонки не требуется. Увы, от покупки пришлось отказаться, поскольку цена моему приятелю была не по карману – 25 000 тенге.

Через пару месяцев он оказался в том же торговом центре и в том же бутике джинсовой одежды увидел красочное объявление о скидках. Заинтригованный, приятель зашел и нашел те самые джинсы, причем тот же самый экземпляр, который он примерял (какая-то там запомнившаяся ему ниточка на изделии торчала).

Но каково же было изумление моего приятеля, когда он увидел на ценнике джинсов перечеркнутую цифру 35 000 тенге, а в качестве сниженной цены – те же самые, двухмесячной давности 25 000! Возмущенный, он попытался пристыдить продавщиц бутика, которые сначала высмеяли его, а когда приятель попытался упорствовать и требовать вызова начальства, пригрозили вызвать охрану...

dbcaa49e078376bae708695b495eb9a9.jpg

Съедай быстрее, покупай чаще

Не отстают от торговли по части одурачивания покупателя производители как продуктов питания, так и ширпотреба.

vesy-v-lente.jpg

В частности, вы обратили внимание, насколько разнообразным стал мелкорозничный вес нетто фасованных сыпучих, жидких и некоторых твердых продуктов фабрично-заводского изготовления? Крупа, молоко, кефир, постное масло, сахар, даже минеральная вода во многих случаях давно продаются не только по полкило-кило (пол-литра и литру), а по 450, 700, 800, 900 миллилитров, граммов или каким-то вообще «некруглым» весом. Скажем, я давно и не раз встречаю тару и упаковку по 125–375 миллилитров, 420–430, 775–970 граммов.

Для чего это делается? Опять же, понимаешь ли, маркетинг на основе знания массовой психологии. Визуально, допустим, упаковка риса весом 450 граммов воспринимается как полукилограммовая, а 800–900-миллилитровая бутылка подсолнечного масла – как литровая. Не случайно же часто производитель предпочитает обозначать реальный, «некруглый» вес на этикетке цифрами помельче. В результате не особо внимательный покупатель (а такой до сих пор преобладает) берет продукцию подобной фасовки, по инерции считая, что приобретает полкило или пол-литра, килограмм или литр, но на деле платит больше (в расчете за грамм или миллилитр), получает меньше, съедает-выпивает продукт быстрее и покупает его чаще.

tild3266-6133-4634-a662-316437303066__456.jpg

О шрифтах этикеток, как и инструкций для потребителя, высказано тоже много упреков. Часто шрифт настолько мелкий, что его не в силах разобрать даже человек со стопроцентным зрением. Объяснение производителей: мол, слишком мал размер этикетки, а нас заставляют сообщать на ней много обязательных для продажи сведений. Это примитивная отговорка, потому что для изображения на упаковке, например, призывов-заманух для покупки именно этого товара производитель места не жалеет.

Полезная вещь при покупках.jpg

Причина совсем в другом. Выполняя требования нормативных актов, производитель вынужден указывать в информации для потребителя не самые выгодные для себя сведения. В том числе о содержании в продуктах консервантов, красителей и прочих добавок. Производитель выполняет это (не всегда добросовестно), но старается преподнести такую информацию как можно менее заметной и трудноразличимой.

Поэтому делюсь личным опытом. Минимум 20 лет я посещаю продуктовые магазины и аптеки, имея при себе не только миникалькулятор (для расчета и сравнения цены товара за грамм или таблетку), но и карманную лупу, чтобы понять, что покупаю. Лупой у меня, кстати, просят воспользоваться иногда даже молодые продавцы, не в силах невооруженным глазом прочитать этикетку.

Легче выбросить, чем отремонтировать

Тоже умышленно осложняют жизнь потребителя, вынуждая покупать чаще, производители промышленной продукции. Пример навскидку – вилки бытовых электроприборов. Раньше они были разборными, из двух половинок, соединяющихся винтиками, а также продавались отдельно как запчасть. Что позволяло самому потребителю, не выходя из дома, с помощью отвертки произвести простейший ремонт: заменить саму вилку или поврежденный провод-шнур.

вилка.jpg

Но с 1980-х годов по опыту зарубежья советская электротехническая промышленность начала выпускать электровилки монолитными, со впаянными в пластиковую оболочку штырьками для розетки. Уже много лет и по сей день, если повредился провод, выбрасывай его и покупай новый вместе с монолитной вилкой (кстати, такой шнур в алматинской торговле сейчас не сразу найдешь).

Более того, среди заполонившего казахстанские прилавки электробытового импорта есть и такие приборы, от которых провод в домашних условиях отсоединить невозможно. В результате даже пустячная поломка вынуждает нести прибор в ремонт, а то и вообще выбрасывать его и покупать новый. Причем второй вариант происходит все чаще, потому что и количество мастерских резко убавилось.

Не верь инструкции

Можно сказать, остроумные способы наращивать сбыт за счет повышенных затрат покупателя нашли парфюмеры, а также производители принадлежностей для бритья.

arabskie-duxi-parfyumeriya-vostoka-20.jpg

Я застал время, когда женщины душились, как в старину: опрокинув отверстие флакончика духов на плотно прижатый пальчик, которым они наносили амбре на мочки ушек, шейку или личико. А в коробочках самых дорогих духов для изысканных дам к флакону иногда прилагалась для нанесения аромата специальная тонкая стеклянная палочка.

Те времена давно позади, сегодня даже для мужчин парфюм предлагается почти всегда в аэрозольных флаконах наподобие распространенного в советских парикмахерских пульверизатора. А он – вещь неэкономная. Знакомый парикмахер просветил меня, что до половины распыляемой из пульверизатора струи, как и из современных аэрозольных пузырьков, теряется впустую, испаряясь в воздухе. Тем самым производитель, прочно подсадив потребителя на аэрозоли, тоже вынуждает его покупать ароматы чаще.

Узкая голубая полоска - элемент не просто так .jpg

Под стать парфюмерам Gillette, Schick, Bic и другие компании, выпускающие многоразовые станки для бритья и сменные лезвия к ним. Например, на пластиковой основе их лезвий есть индикатор – узенькая полоска приятных для глаза цветов – светло-голубого, светло-зеленого, светло-розового. Предназначение цветной полоски объясняется в инструкции для потребителя. Она гласит, что когда цвет полоски от соприкосновения с кожей лица во время бритья исчезнет, то есть сотрется, лезвие затупилось и его необходимо менять на новое.

Мужики, не верьте, дурят нашего брата! Как правило, эта полоска-индикатор утрачивает цвет недели через три, если бреешься ежедневно, а то и раньше. Но не спешите менять лезвие. Я брился и бреюсь лезвиями Gillette, Schick, Bic с быстростирающейся полоской ежедневно значительно дольше – до трех месяцев, но пожаловаться не могу, выбриваюсь вполне чисто.

Конечно, срок сохранения остроты лезвий зависит от индивидуальностей щетины и частоты процедуры: у кого-то волос жестче и толще, у кого-то мягче и тоньше, кто-то бреется ежедневно, а кому и раз в неделю кажется достаточным. Но обозначенный в инструкции сигнал для смены лезвия – явно рассчитанное на легковерие потребителя лукавство, преследующее единственную цель – заставить покупать изделие чаще.

1358320197_01.jpg

А уж как надувают потребителя производители хваленой высокотехнологичной продукции, типа смартфонов и прочей электроники! Компании по ее выпуску, не афишируя, даже завели в своей производственной структуре специалистов и целые службы, задача которых – обеспечение срока бесперебойной службы техники только в течение гарантии бесплатного ремонта. Поломка после истечения гарантии – ремонтируй прибор за свои кровные. Причем нередко только в фирменных пунктах сервиса того же самого производителя, потому что у других мастерских нет ни нужных запасных деталей, ни навыков ремонта именно этой техники. А еще лучше – покупай новый товар.

Но умышленное сокращение срока службы предметов и изделий, в первую очередь высокотехнологичной продукции, как тренд современного производства – отдельная увлекательная тема. Пока же ограничусь рекомендацией: обзаводитесь, граждане, для осуществления покупок карманными калькуляторами и лупами!

очки.jpg
Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале

Читайте также
То ли дети, то ли йети
Школьный гопник вытряхивает мелочевку из карманов одноклассников – не исключено, что его п
4580 0 0
Шок и порошок
Уверены ли вы, глотая обычную таблетку, что это не толченый мел, не кокаин и не стиральный
674 0 0
Дым без огня
Табачные компании пришли в Казахстан в числе первых. Ну и как успехи?
3894 0 0
Счетная палата № 6
Завышенные коммунальные тарифы – это еще не все беды потребителя
1534 0 0