«Не надо оваций! Графа Монте-Кристо из меня не вышло. Придется переквалифицироваться в управдомы», – говорил Остап Бендер в замечательном творении «Золотой теленок». Но это так, лирическое отступление. А ноне мы вот о чем. По сообщениям СМИ, 59% безработных казахстанцев – дипломированные специалисты. Однако наличие свидетельства об окончании высшего учебного заведения, пусть и особого образца, не всегда гарант успеха.
Доучиваться по ходу
В среднем трудоустроиться по специальности могут 74% выпускников казахстанских вузов, передает телеканал «Евразия». Три года назад показатель трудоустройства не превышал отметки в 70%. Тогда из 100 молодых дипломированных IT-специалистов, прошедших собеседование, трудовой договор заключали лишь с одним. Чтобы объяснить этот парадокс, в Министерстве образования и науки заказали у Национальной палаты предпринимателей (НПП) «Атамекен» так называемый рейтинг вузов и начали оценивать учебные заведения по двум критериям – трудоустройство и актуальность образовательных программ.
И это при том, что в стране сильная нехватка педагогов. Только в столичные школы, например, требуются 900 учителей. Чтобы покрыть дефицит аграриев, студентов тоже обучали бесплатно, за счет государства. Итог: из 1 552 выпускников лишь 169 работают по специальности. Стране нужны 7 000 ветеринаров, которые могли бы предотвратить недавнюю вспышку птичьего гриппа.

Аналитики говорят, что если три года назад студентов могли обучать по утратившим актуальность учебникам конца 1980-х годов и учить неиспользуемым уже языкам программирования, то теперь качество образовательных программ значительно улучшилось.
А вот здесь появляется другая, более важная проблема: качество полученного образования. Человек получил диплом, но соответствует ли он знаниям по специальности, пафосно прописанной в нем. Мы все прекрасно знаем, как сдаются экзамены и зачеты в вузах, преподаватели какой квалификации преподают в них. В сентябре прошлого года Министерство образования и науки отозвало 60 лицензий у 25 казахстанских университетов. Проверки показали, что эти учебные заведения завышали квалификации педагогов и фактически занимались тем, что просто «печатали дипломы».
В 129 высших учебных заведениях Казахстана сегодня обучаются более 600 тысяч студентов. Но какое образование они впоследствии получат – высшее или верхнее, покажет время. Многим, что называется, придется добирать по ходу, части – почти полностью начинать сызнова.
Soft skills
Soft skills – гибкие (мягкие) навыки. Комплекс неспециализированных, но важных для карьеры надпрофессиональных навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе, высокую производительность и являются сквозными, то есть не связаны с конкретной предметной областью.
Каждый суслик – агроном
Удивительное дело, в стране в которой есть несколько факультетов политологии, настоящих, квалифицированных политологов можно пересчитать по пальцам. Нет, конечно, тут мы несколько утрируем, имея в виду тех политологов, которые на слуху и постоянно мелькают на страницах прессы и на экранах телевизоров. Но это постоянное мельтешение играет с ними злую шутку – они приелись. И люди уже не концентрируют внимание, когда слушают комментарии на события уже знакомых им лиц. И еще одна теневая сторона этой прослойки. Сейчас чуть ли не каждый второй мнит себя политологом, полагая, что уж он-то дает взвешенную и аргументированную оценку происходящему и в мире, и внутри государства. Это знаете, как «каждый суслик – агроном», или, если угодно «каждая сосиска строит из себя колбасу».
Раньше все было проще, человек получал диплом, например, химика или зоотехника, врача или дирижера и работал по своей полученной специальности. Он не был многостаночником, скорее это было к лучшему, так как в своей отрасли он получал специальные знания и не лез в чужой монастырь со своим уставом. Не пытался учить других, как им делать работу. Нынче же время, к сожалению, такое, что многие думают, что именно они знают, как правильно выстроить работу в не вверенной им дипломом специализации. (Впрочем, объективности ради надо сказать, что и сам автор этих строк по специальности не журналист, но своей работой, видимо, доказал, что может справиться и с этим трудом).

Другая беда также в том, что люди, функционирующие в соответствии с полученной специальностью, не могут по ней работать. Поясню. Несколько лет назад в газету, в которой я трудился, попросилась работать корректором дама с филологическим образованием, уверяла, что она отменный специалист. Пришлось поверить ей на слово и дать несколько текстов. Так она умудрялась после редакторской правки создавать ошибки на ровном месте, например, в выражении «гнать поганой метлой» она добавляла лишнюю «н» в слове «поганый» и так далее.
Особенно на первых порах пострадал МИД. На заре независимости, в отсутствие карьерных дипломатов послами назначали партийных и комсомольских работников, не знающих языков, с трудом произносивших и понимавших слово «агреман», даже ветеринары могли стать и становились послами.
Народная мудрость
Умный знает – как, мудрый знает – как и зачем, дурак не знает, но пытается научить двух первых.
А время сейчас такое, что не факт, что ты будешь работать по полученной специальности. Строители становятся маркетологами, биологи идут в продавцы, а экономисты возглавляют управления культуры. И благо, если они действительно семи пядей во лбу. А если нет, что чаще всего мы и наблюдаем. Да, бывает и такое, что человек ошибся в выборе специальности, но потом проявил себя блестяще на другом поприще, но это происходит не сплошь и рядом.
А каково, например, работникам профильной организации, специалистам, выслушивать замечания варяга, пришедшего руководить к ним не из их епархии? «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник». Наверное, это выражение из басни Крылова еще будет долго актуальным…
И напоследок. Кто-то правильно, с горькой долей иронии заметил: «Страшно не когда кухарка управляет государством, а когда она приглашает на работу своих друзей».