Как смог, аким?

Опубликовано: 07 Февраля 2020 Автор: Айдар ЕРМЕКОВ | Алматы
Как смог, аким?
© Sputnik
просмотров 5159

Казнет зашумел об экологической катастрофе, в режиме которой живет Алматы. Основной лейтмотив: в то время, когда ведущие страны мира предпринимают реальные шаги по сокращению вредных выбросов в атмосферу, заботясь о чистоте воздуха, власти крупнейшего города Казахстана пока что не особо чешутся. И это в то время, когда содержание вредных выбросов в алматинском воздухе превысило нормы в 30 раз, что уравняло нас с такими гигантами, как Нью-Йорк, Токио и Пекин...

Одна голова – хорошо. Две – уже проблема

Тема экологической ситуации на планете в последние годы стала одной из наиболее актуальных. Много активистов, озабоченных этой напастью, появилось в мире. Тут вам и Грета Тунберг, отругавшая мировых лидеров с трибуны Генассамблеи ООН за бездействие в борьбе с выбросами, изменяющими климат. Отдельное спасибо «Гринпису», нудистам, веганам и прочим активистам, борющимся под оком телекамер за чистоту атмосферы.

Трудно сказать, есть ли действенный результат от поднимаемого ими хайпа. Ведь во многих странах один за другим появляются города, где порой реально бывает нечем дышать. Во многих из них власти волей-неволей берутся решать эту проблему. И даже добиваются каких-то успехов. Что же касается наших палестин, то здесь пока дышать есть чем. Хоть и не так много. А, как гласит народная мудрость, снег не выпадет – казах за углем не поедет.

Кто-то из тех, кто в теме, может возразить смогоборцам, сказав, что 11 автоматизированных станций по контролю качества воздуха в Алматы показывают, что он в мегаполисе достаточно чист. И будет прав. Но лишь отчасти. Тут есть несколько нюансов, играющих благоприятную роль исключительно для официальных отчетов, как правило показывающих благодушную картину. Во-первых, в них идут результаты ночных замеров. А во-вторых, все 11 станций находятся выше проспекта Абая. Что же касается ситуации в нижней части города, то о ней никто не говорит, чтобы не портить статистику. Этого у нас делать нельзя.

Но если отбросить отчетные цифры и посмотреть на реальную картину, то в воздухе мегаполиса содержится: диоксида азота – 2,4 ПДК (предварительно допустимые концентрации), формальдегида – 1,6 ПДК, пыли – 2,6 ПДК. И это все – где бы вы думали? – в районе высокогорного ледового катка «Медеу». Что касается ситуации непосредственно в городе, то содержание пыли в его воздухе превышено в 30 раз, диоксида серы – в 151 раз, оксида углерода – в 535 раз, диоксида азота – в 63 раза, оксида азота – в 68 раз. Это информация общественного фонда «Зеленое спасение».

Каждый городской глава, в тот или иной период занимавший этот ответственный пост, смотрел на «воздушную» проблему по-своему, уделяя ей свое драгоценное внимание в той или иной степени.

Один в свое время взялся за проблему мусора, соорудив гигантские прессы для его утрамбовки. К большому эффекту, правда, это не привело.

Другой решил, что все это ерунда и что городу нужен мусороперерабатывающий завод. Однако при его строительстве не учел того, что утилизации отходов должна предшествовать их качественная перемолка. И что в противном случае завод перелопачивает зловонную массу, которую перерабатывать незачем.

2.jpg

Был еще один аким, который мало того что вырубил около 30 тысяч деревьев, увидел выход из сложившейся ситуации в увеличении количества мусорных свалок, опоясывающих город. И даже пригласил международных экспертов (ох и любят же их у нас!), которые за немалые деньги, кроме строительства новых мусорных полигонов и поднятия тарифов за вывоз мусора, ничего умного не посоветовали.

Еще один ликвидировал как класс самый экологичный вид общественного транспорта, ввел плату за парковку транспорта и сузил проезжие части некоторых улиц города до такой степени, что пробки там теперь едва ли не круглые сутки.

Понятно, что для каждого из них старые советские, тщательно просчитанные высококлассными специалистами нормы – пережиток прошлого. Напомним, что в соответствии с ними тогдашняя Алма-Ата со своей экологической емкостью была рассчитана на 800 тысяч жителей. Стоит отметить, что в те времена без всяких международных экспертов, требующих за свою сомнительную работу большие деньги, было высчитано абсолютно все до мелочей: прохождение воздушных потоков через город, количество водных ресурсов, площади загрязнения и т. д.

Угроза тромбоза

Сегодня в городе проживают без малого два миллиона человек, значительная часть которых беспорядочно возвела огромное количество построек. Среди них, конечно же, есть дорогие и красивые. Но беда в том, что появились они там, где, согласно выкладкам ученых, строить ничего нельзя вообще.

Воздушных рек в Алматы немного. Всего четыре, если говорить о наиболее мощных. Но эти реки не так широки и глубоки, как это может показаться. Ведь пропускная способность ущелий, откуда они исходят, ограничена. Если сравнить Алматы с организмом, то эти ущелья, словно дыхательные пути, несут городу необходимый кислород. Перекрой одну-две – и неизбежны удушье, коллапс и скорая гибель. А они сегодня если не перекрыты полностью, то изрядно засорены.

3.jpg

Развивая эту аналогию, можно сравнить застройки на горных склонах Алматы с холестериновыми бляшками. Чем их больше и чем они внушительнее, тем выше риск инсульта. Не убрать их – они рано или поздно задушат город, который уже сегодня пребывает в предынфарктном состоянии. Потому что все четыре воздушные артерии пережаты.

Есть еще пара немаловажных моментов, которые не признают официальные, неофициальные и прочие респектабельные и авторитетные лица. Количество автохлама в городе, как и количество построек в природоохранных зонах, постоянно увеличивается.

Тут возникает вопрос: если все градоначальники, бывшие и нынешние, вместе взятые, понимают суть проблемы, то почему Алматы за сравнительно короткий срок сравнялся по загрязненности воздуха с такими гигантами, как Нью-Йорк, Токио или Пекин, будучи меньше их по размерам в 10 и более раз? И в то время, когда власти указанных и других крупнейших городов мира предпринимают реальные шаги по сокращению вредных выбросов в атмосферу, у нас бьет в бубен лишь общественность. Для обсуждения этой проблемы и предложения идей по ее решению регулярно собираются «круглые столы», на которых в качестве действенных мер предлагается решать не только градостроительные проблемы, но и проблемы транспорта, выбросы которого составляют около 231 тысячи тонн в год. Но все это пока только на словах.

План первичен, исполнение вторично

Никто ничего нового здесь не придумывает – все, что предлагается у нас, уже давно с успехом реализуется во многих странах.

К примеру, в январе 2016 года тогдашний очередной аким города утвердил комплексный план мероприятий по улучшению состояния воздушного бассейна Алматы, который предусматривал в течение ближайших двух лет решить ряд многоцелевых задач экологического характера.

Экоактивисты опровергают устоявшуюся версию о причинах загрязнения воздуха в Алматычитать подробнее

Опираясь на данные ДГП «Центр гидрометеорологического мониторинга», градоначальник тогда признал, что, несмотря на снижение индекса загрязнения атмосферы (ИЗА5) в 2015 году по сравнению с 2014 годом с 10 до 9,7, этот показатель говорит о высоком уровне загрязнения воздушного бассейна южной столицы. Он заявил, что для изменения ситуации службы города намерены действовать по четырем основным направлениям, включая экологизацию автотранспорта, снижение загрязнения воздуха стационарными источниками, газификацию частного сектора, сохранение и развитие зеленого фонда.

А еще вознамерился усиленно контролировать выполнение природоохранных мероприятий и реализовать целый комплекс мер, направленных на снижение уровня выбросов загрязняющих веществ. Например, заставить всех водителей и владельцев транспортных средств соблюдать нормы токсичности и дымности, создать парковочные пространства с современной методикой управления ими, внедрить систему ограничения въезда на территорию города иногородних транспортных средств. Причем делать все это при поддержке широкой общественности и под контролем координационного экологического совета. И, наверное, денег на это предусмотрел немало.

Однако вся эта словесная эквилибристика на сегодня выразилась лишь в парковочных пространствах. Их сделали платными. А в остальном по прошествии четырех лет все осталось на прежнем уровне. Городской воздух не стал чище ни на йоту.

Чтобы в этом убедиться, достаточно подняться на гору Коктобе и взглянуть с нее на город. Или проехать по городским улицам, на которых каждый третий или четвертый автомобиль чадит синим дымом, внося свою «достойную» лепту в загрязнение атмосферы (кстати, это можно отнести к добросовестности и качеству проведения технических осмотров частными структурами).

Хотя, возможно, не все так печально и многое делается скрытно. Чтобы в один прекрасный момент взять и удивить горожан. Да так, чтобы вопросов больше ни у кого не возникало. Хорошо, если бы было так на самом деле. Но, как говорится, свежо предание…

Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале

Читайте также
Обязательно жахнем. Но – потом...
Спад! Волшебное слово, которого ждут все не переболевшие и... власти.
2978 0 0
Белый флаг
Отказ от карантинов – это капитуляция. Мы выбросили белый флаг.
8489 0 0
С места в барьер
Что будет происходить на границах Нур-Султана и Алматы...
3988 0 0