Мы – сильный народ!

Опубликовано: 29 Мая 2018 г. Автор: Зира НАУРЗБАЕВА | г. Астана
Мы – сильный народ!
ЭК
просмотров 2924

Приближается 31 мая – День памяти жертв политических репрессий. Поскольку Дня памяти жертв голодомора до сих пор нет, с 31 мая связываем и эту скорбь. Мы помним, мы скорбим... Но... современные психологи говорят, что очень важно для будущего, как относиться к травме, какую историю о ней человек или народ хранит в душе и рассказывает. Ведь в этих рассказах мы конструируем память о прошлом. Важно при этом не формировать психологию вечной жертвы.

Из всех историй о холокосте и концлагерях для меня самое востребованное – книги Виктора Франкла, который не просто выжил в концлагерях, но и реализовался как человек и психолог в тех страшных обстоятельствах. Он объясняет, что в концлагере самое страшное – потерять смысл жизни, а самыми сильными в нечеловеческих условиях нередко оказывались люди духовно богатые, по видимости хрупкие.

В конечном счете выясняется: то, что происходит внутри человека, то, что лагерь из него якобы «делает», – результат внутреннего решения самого человека. В принципе от каждого человека зависит – что, даже под давлением таких страшных обстоятельств, произойдет в лагере с ним, с его духовной, внутренней сутью: превратится ли он в «типичного» лагерника или остается и здесь человеком, сохранит свое человеческое достоинство.

Чтобы выжить, важно было понимать и помнить – зачем ты живешь.

Пару лет назад, когда я собирала сведения об «адайском князе» (выражение Ф. Голощекина) Тобаниязе Алниязове для книги «Четыре облака», узнала, что после ареста и расстрела Тобанияза и его людей, обвиненных ОГПУ в создании «контрреволюционной группы по спасению адаев», его большая семья, девять его детей умерли от голода. Один из сыновей Тобанияза Бердихан, работавший учителем в школе, выучивший русский язык по привезенным отцом книгам, оказался в тюрьме, затем в Сибири, погиб на фронте, воюя в штрафбате, другой – Закиржан − ушел в Туркмению, умер там.

Но рассказывая эту трагичную историю, краевед Султанбек Қудайберген очень настойчиво попросил: 

Обязательно напишите, что потомки Закиржана вернулись на Мангыстау, живут здесь.

Вначале я не придала этой просьбе значения, написала, как попросил Султанбек, и точка.

Но со временем увидела в этом огромную народную мудрость. Адаи, подвергшиеся страшным репрессиям, большей частью в 1929-1930 годах ушедшие за пределы Казахстана через заградотряды, сформировали нарратив победителя: наши предки восстали, восстание подавляли силами не только внутренних войск, но и армейских частей с пулеметами, авиацией, танками. Вот как были сильны предки! Мы выжили, мы вернулись на родину, на Мангыстау! Мы сохранили память о предках, их пути, мы гордимся ими!

Несколько лет назад я написала «Голод по рассказам моей Әже» так, как она рассказывала мне, студентке в конце 1980-х. И только теперь понимаю, как мудро Әже расставляла акценты. В ее рассказе была и смерть, и каннибализм, но и много человеческого добра, и раскаяния, и слабость солдатов продразверстки, и умение обмануть или запугать их, и даже посмеяться над ними. Над теми, кто ощупывал ребра детям и потом избивал их родителей:

Ваши дети не опухли с голода, значит, вы прячете припасы, отдавайте!

И самое главное – история голода была в устах Әже историей борьбы за продолжение жизни, а завершался этот рассказ тем, как весной выжившие в голод начинали новую жизнь. 

Отдавая дань памяти жертв Голодомора, мы должны не просто исследовать, рассказывать, оплакивать. Нужно научиться рассказывать эту историю в духе казахской пословицы «Орында бар оңалар» – «Те, кто выжили, сохранились, сумеют и подняться». Мы – сильный народ! Впереди у нас прекрасное будущее!


Читайте также
Суета вокруг ОСИ
Суета вокруг ОСИ – КСК чревата головокружением от успехов
251 0 0
Фигурное скитание
Рецепт на юмор – самый неразборчивый
450 0 0
Соревнования по бегу на месте
Можно ли победить коррупцию акциями и марафонами?
877 0 0
Опасная дверь на балкон
На то и существуют трудности, чтобы их создавать
826 0 0