Нас надо спасать от невежества?

Опубликовано: 28 Января 2021 Автор: Даурен ЧЕХИ | Алматы
Нас надо спасать от невежества?

«Культура включает в себя экологию, экологию сознания, экологию души. Человечество спасать надо не только от бактерий, вирусов и прочих зараз, но и от невежества. От наступающего, к сожалению, невежества, от плохого образования, от плохих книг, от того, что у нас не стало читателей – это тоже важно. Поэтому и наука отстала, и экономика отстает, и политика», – заявил недавно поэт Олжас Сулейменов на международном форуме сближения культур Евразии.

Саморазвития не происходит

Да, все взаимосвязано. В значительной мере это касается и наших молодых людей, несколько поколений которых уже родилось, выросло и живет в Казахстане новой формации. В массе своей они получают образование – высшее, среднее, специальное, но качество знаний, приобретенных ими, поверхностное, ради галочки, не затрагивающее самого глубинного понятия обучения. На наш взгляд, студенты получают… запас сведений, но никак не багаж знаний, с которым можно смело отправляться дальше по жизни.

Удручающую картину дополняет все большее разделение общества на страты, которые, видимо, обречены быть если не навсегда, то очень долгое время антагонистами своего сосуществования. Отсюда все большее расслоение социума по элементарным понятиям культуры, воспитания, этикета, образованности. Ведь мальчишка из бедной семьи в 12 лет катает тачки на барахолке, когда его сверстник из семьи побогаче в это время сидит на уроках английского или изобразительного искусства. О каком образовании, тем более самообразовании можно говорить в этой ситуации?!

Но даже после получения диплома об окончании вуза, знания, полученные зачастую через денежные вливания в карман горе-преподавателям, необходимо непрерывно дополнять дальнейшим саморазвитием, а этого почти всегда не происходит.

Юмор в тему

Чем отличается сервант от Сервантеса? Вроде как ничем, а продаются почему-то в разных магазинах...

Сервант и Сервантес

Общее развитие молодежи, к сожалению, сосредоточено или на цикличности, или на точечности. То есть упор обычно делается на определенную область познаний, но общего формирования интеллекта и эрудиции не происходит. Да, лично мне в жизни не пригождается, например, закон Авогадро, я не пользуюсь числами Фибоначчи, не применяю в работе «царскую водку», но я имею представление об этих понятиях и принципах их действия.

Примерно об этом же и говорит президент «Информационно-аналитический центр» Ерлан Шуланов:

Более тревожный показатель – результаты более молодого поколения. Взрослое население, несмотря на гораздо меньший охват в высшем образовании, примерно показывает результаты, схожие со странами ОЭСР. Более молодое поколение, которое имеет более высокий охват высшего образования, к сожалению, сильно отстает от стран ОЭСР. Используя данные, мы попытались сделать прогноз. Протянули результаты нашего молодого поколения в возрасте от 16 до 39 лет на 27 лет. Этот прогноз показал: если не принимать очень сильные, усиленные, точечные меры по повышению качества высшего образования, если сейчас наше старшее поколение может конкурировать и находится на уровне аналогичного поколения в странах ОЭСР, нынешнее поколение, когда достигнет того же возраста, к сожалению, такого уровня конкурентоспособности показать не сможет. Будет сильно отставать, и наше молодое поколение за 27 лет может потерять до 10% имеющихся навыков. maxresdefault.jpg

Когда-то, еще молодым, я прочитал все основные вещи колумбийского писателя, лауреата Нобелевской премии Габриеля Гарсиа Маркеса. И… считал его почившим в бозе. Но лишь лет пять назад узнал, что умер он всего чуть больше двух месяцев назад (на то время). И знаете, внутри все как бы оборвалось. На мой взгляд, с кончиной Маркеса кончилась великая литература прошлого века. Двадцатый век закончился, но история его литературы – еще нет. И это радует. Потому что есть слабая надежда, что хоть кто-то из нынешнего молодого поколения когда-нибудь вдруг да прочтет хоть что-нибудь из Харпера Ли, Джорджа Оруэлла, Фрэнсиса Скотта Фицджеральда, Джона Стейнбека, Курта Воннегута, Владимира Набокова, Альбера Камю, Эрнеста Хэмингуэя, Хорхе Луиса Борхеса, Эриха Мария Ремарка и других из той, ушедшей плеяды.

Невежество может проявляться не только у малообразованных людей, но, в том или ином виде, и у слишком узко образованных специалистов. (Википедия)

К чему это я? Просто недавно мне написал один молодой человек, в котором неожиданно проснулась тяга к чтению, и он меня спросил, с чего начать? Для начала я посоветовал ему прочесть (невзирая на идеологию) «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого. Впрочем, сейчас не столько об этом. Имена, приведенные выше, не знает в подавляющей части и мое поколение, что уж тут говорить о наших детях и внуках, которые не отличают Гоголя от Гегеля, а сервант от Сервантеса. Они, к сожалению, не смогут отличить Моне от Мане, а имя великого итальянского живописца Рафаэля у них будет скорее ассоциироваться с теннисистом Рафаэлем Надалем. А все потому, что это им не нужно. У них свои компьютерные и прочие паркурные забавы. В лучшем случае они знают или что-то прочитали из Паоло Коэльо, и то потому, что это модно. Но вот, например, до Харуки Мураками они, по всей видимости, уже не доберутся.

2018-03-25-16-34-18-169422.jpg Также в рамках биографической анкеты проводился опрос касательно того, насколько казахстанцы участвуют в неформальном обучении: дополнительное образование, курсы, которые люди проходят после получения формального образования. У нас очень низкий уровень в неформальном обучении. Мы сильно отстаем не только от стран ОЭСР, но и стран со схожим уровнем развития. Результаты показали, что имеет место очень низкий уровень мотивации. Люди не сильно заинтересованы в том, чтобы развивать свой потенциал, получать новые навыки либо совершенствовать те навыки, которые у них имеются, – заключил Ерлан Шуланов.

Когда-то мы гордились, что Советский Союз был самой читающей страной в мире. И это было действительно так. И здесь необходимо отметить, что мы были знакомы с творениями и работами Рембрандта и Тициана, Дюрера и Микеланджело, Леонардо да Винчи и Хайяма, Цицерона и Караваджо, Шостаковича и Дзеффирелли и других, и мы могли отделить импрессионизм от постимпрессионизма.

Мы знали о «потоке сознания» и его классиках – М. Прусте, В. Вулфе, Дж. Джойсе. «Особо посвященные» читали даже Самюэля Беккета и знали разницу между двумя Шоу – Ирвином и Бернардом.

Это не мое ворчание, это горечь от потери всеобщей духовности, интеллекта, морали, которые как раз и прививают творения художников, писателей. ученых прошлых веков. Да, и в этом веке появятся свои Ньютоны и Лиотары, но пока они не появились, надо пользоваться тем, что оставлено нам классиками своих сфер.

og_og_1502788409293446729.jpg

А с кем сравнивать?

Невежество может выражаться в агрессивных действиях (вандализм). В этом случае невежды стремятся уничтожать те или иные результаты интеллектуальной или духовной деятельности, на которые возлагают ответственность за свои несчастья. Ради справедливости нужно заметить, что недостаток скромности, человечности, справедливости, нередкий у благополучных и счастливых членов общества, раздражает не только невежд. (Википедия)

Однако мудрость с годами, житейский опыт, постоянно обновляемые познания, к сожалению, не показатель.  По последним данным, взрослые казахстанцы оказались одними из самых неграмотных в мире (выделено мной).  Жители нашей страны в возрасте от 16 до 65 лет продемонстрировали очень низкие уровни математической и читательской грамотности. Они значительно уступают своим сверстникам из стран ОЭСР, пишет Liter.kz.

Исследования проводились в рамках Программы международной оценки взрослых (Programme for the International Assessment of adult competencies, PIAAC) на протяжении 10 лет в 40 странах. В Казахстане программой были охвачены 6 050 человек.

01.jpg

Выяснилось, что только один (!) из 50 взрослых казахстанцев обладает высоким уровнем читательской грамотности, то есть успешно интерпретирует и синтезирует информацию из сложных и длинных текстов. При этом каждый второй взрослый способен делать простые выводы и сопоставлять тексты, которые не являются слишком сложными и длинными.

С математической грамотностью дело обстоит хуже. По данным аналитиков, только 1% взрослых жителей Казахстана понимает широкий спектр математической информации, «которая может быть сложной, абстрактной или встречаться в незнакомом контексте». Но при этом выяснилось, что каждый второй взрослый способен выполнять задачи, требующие простого измерения и пространственного представления. Эти навыки позволяют оперировать простыми данными при составлении таблиц и графиков.

Изучили и компьютерную грамотность взрослых жителей республики. Оказалось, что менее 1% казахстанцев достигает самого высокого уровня в решении задач на компьютере с использованием различных программ. К тому же 15% взрослых признали отсутствие опыта, а значит, и базовых навыков работы на компьютере.

Фото к Невежество3.jpg

Также выяснилось, что казахстанцы с высшим образованием ненамного грамотнее соотечественников, окончивших лишь девять классов (выделено мной).

Некоторые могут возразить, дескать, не надо сравнивать с Европой, тем более западной. А, простите, с кем сравнивать? С Буркина-Фасо, Афганистаном, Сенегалом? Ведь мы же вроде как стремимся в 30-ку самых развитых стран мира? Или я что-то путаю?

Юмор в тему

Не люблю я большие города – кругом театры, памятники архитектуры, клумбы с цветами… Культурному человеку плюнуть некуда.

Исследование показало, что молодые люди в возрасте 25–34 лет не демонстрируют более высокого уровня читательской и математической грамотности, чем возрастная группа 55–65 лет. И это несмотря на то, что в Казахстане доля населения, имеющая высшее образование в возрасте 55–65 лет, практически в два раза меньше, чем среди возрастной группы 25–34 лет (27% по сравнению с 50%).

00_892025.jpg

По мнению экспертов PIAAC, результаты прямо указывают на то, что фактическое приобретение высшего образования в Казахстане не способствовало повышению реальных навыков. Причина здесь в снизившемся качестве обучения, предлагаемого в республике. Это подтверждает и тот факт, что люди в возрасте 25–34 лет показали результаты значительно ниже среднего показателя по ОЭСР для той же возрастной группы, в то время как взрослые в возрасте 55–65 лет показали результат немного выше среднего по ОЭСР.

Наилучших показателей в читательской и математической грамотности достигли жители Японии и Финляндии – из 40 государств, где проводились исследования. А казахстанцы, к сожалению, вошли лишь в 10-ку аутсайдеров.

02.jpg

Да, сейчас другие времена, но наследие вечно. И айфонами, айпадами, планшетниками и другими гаджетами жизнь не измеряется. Интернет стал всеобщим Всевышним, и дай бог, хотя бы через Сеть люди начнут понимать разницу между Лениным и Ленноном, Бодлером и борделем и, может, у наших вослед идущих появятся желание и интерес хотя бы чуть-чуть прикоснуться к оставленному нам.

Вместо послесловия. У всех нас есть общая мощная база для дальнейшего саморазвития, преумножения интеллекта, эрудиции. Грех не воспользоваться этим. А там, глядишь, невежество отойдет на задворки, культура станет обыденным делом, на которое даже будет не комильфо обращать внимание. Имеется в виду культура всего: общения, развития, поведения, труда, быта, да и вообще созидания.

Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале
Самое читаемое

Читайте также
Абсурд и дикость как норма жизни?
Мы живем в данности, в которой несуразицы, нелепость, дикость и абсурд окружают нас денно
4271 0 0
Диплом для… развозки пельменей
Строители становятся маркетологами, биологи – продавцами, экономисты возглавляют управлени
5484 0 0
Министерство дивных дел
Если мы живем в воровское время, это не означает, что мы с этим должны свыкнуться и примир
13009 0 0
«В ихних бюлетнях так пекёт!»
О безграмотности на языке межнационального общения.
5169 0 0