просмотров 1551

Поднимите мне эко

Опубликовано: 04 Июня 2019 Автор: Ярослав РАЗУМОВ | Алматы
Поднимите мне эко
viewout.ru

В конце этого года в парламент должен поступить проект нового Экологического кодекса. Сейчас над ним идет работа, но у представителей общественности уже есть вопросы к документу. Свое мнение по поводу проекта «ЭК» изложил известный юрист, председатель Экологического форума общественных организаций Казахстана Вадим Ни.

– Тот кодекс, по которому страна живет сейчас, принят сравнительно недавно, в 2007 году. Почему возникла необходимость принимать новый? Ведь можно было дорабатывать при необходимости действующий.

– На мой взгляд, большой необходимости не было. В том, что решили писать новый кодекс, есть два мотива. Первый технический – в нынешний кодекс вносилось очень много различных поправок, в результате он стал очень запутанным. Но и в этом случае можно было бы обойтись без такого трудоемкого процесса. Вторая и, как я думаю, главная причина – это присутствующее в бюрократической системе представление, что непрекращающаяся законотворческая деятельность – это и есть показатель эффективности работы, и надо постоянно инициировать новые законодательные акты.

– То, что в действующий кодекс вносится много изменений – это признак его некачественности?

– Это проблема законотворческой практики в целом. Раньше был комплексный подход, был круг авторитетных юристов в той или иной отрасли, которые понимали, как должно работать право. А сейчас это делается по принципу чиновника: «Вот здесь в законе я споткнулся, значит, надо «подстелить» что-то, а здесь мне мешают, надо, наоборот, барьер поставить». В итоге получается разработка и реформирование законодательства без учета баланса интересов, что ведет к дальнейшему «латанию» законов – одна сторона латку ставит, другая – свою. И это ведет к нестабильности законодательной ситуации, законотворческому беспорядку. Когда есть нормальное, эффектное общественное обсуждение законопроекта, такого не происходит. Ведь даже опытный юрист может не учесть баланс всех интересов. А у нас по факту разрабатывают законы сильные игроки из числа тех, кто в них заинтересован. А потом начинается лоббизм за коррекцию законов в пользу тех или иных групп.

– А экологическое законотворчество имеет какие-то свои специфические проблемы?

– Главная проблема в том, что часто у нас профильные законы пишут не юристы, а люди, не понимающие обязательств, принятых Казахстаном по международным конвенциям. Нет понимания баланса прав и интересов. А ведь существуют международные требования, которые нужно учитывать, существуют интересы граждан и государства. Но сейчас зачастую можно услышать заявления, например, что необходимо через законотворческий процесс облегчать условия для ведения бизнеса. И мы становимся свидетелями того, как экологические стандарты деятельности бизнеса стремятся к нулю. К чему это ведет, можно увидеть на проблеме рыбных ресурсов Каспия и впадающих в него рек, которые уменьшаются на глазах. В таких ситуациях можно и нужно искать конкретных виновников, но, когда нет должного контроля над сбросом сточных вод, над строительством и функционированием очистных сооружений, любое производственное, коммерческое или коммунальное предприятие может оказаться виноватым.

Защитой бизнеса не должны быть озабочены экологи. Ни в повседневной своей деятельности, ни в законотворческой. Бизнес сам себя должен отстаивать – он не дитя малое, он располагает средствами и лоббистами.

– Вам возразят, что защита бизнеса – это общая задача, ибо он источник налогов и создает рабочие места.

– Да, я с такой позицией сталкивался, еще когда участвовал в работе над ныне действующим Экологическим кодексом. Но по факту получается, что требования к законодательству у нас снижаются именно из-за вот этого аргумента, а государственные усилия по наращиванию производственного сектора в экономике остаются малорезультативными. Это можно проиллюстрировать простым примером: в Казахстане объем выбросов парниковых газов держится примерно на одном уровне. Если бы мы сделали большой скачок в росте индустрии, было бы иначе. И вот, ослабляя требования экологического законодательства и не получая промышленного роста, мы теряем одно, не обретая другого. При этом государство становится в большей мере на защиту прав предпринимателей, а не граждан. Но надо подчеркнуть, что это не только казахстанская тенденция.

– Экологические организации пытаются влиять на содержание разрабатываемого законопроекта?

– Парадокс в том, что при нынешней практике это невозможно. Раньше в министерствах был вице-министр, назначавшийся ответственным за разработку законопроекта, и он создавал рабочую группу под своей эгидой. Теперь у нас, к слову, и министерства экологии нет. И той практики тоже. Просто назначаются ответственные – «ты напиши вот тот кусок проекта, ты – вот этот». И мне как эксперту сейчас непонятно, кто разрабатывает кодекс, кто какой его частью занимается. В итоге в парламент законопроекты приходят в сыром виде, не имея четкой структуры.

– И что экологи собираются делать?

– Мы будем стараться влиять на итоговое качество кодекса, когда он уже поступит в парламент.

Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале

Читайте также
АКИМ ТЫ БЫЛ, АКИМ ТЫ И ОСТАЛСЯ
АКИМ ТЫ БЫЛ, АКИМ ТЫ И ОСТАЛСЯ
1806 0 0
На экологическом фронте без перемен?
На экологическом фронте без перемен?
2161 0 0