просмотров 1219

Цифровизация – благо или источник новых проблем?

Опубликовано: 20 Августа 2019 Автор: Александр КАМИНСКИЙ | Алматы
Цифровизация – благо или источник новых проблем?
pixabay.com

Недавно прочитал про драматичную ситуацию: молодая семья бодается с провайдером связи. Среди полного штиля и благополучия провайдер неожиданно выкатил им счет на невообразимую сумму. Чтобы столько наболтать, надо год висеть на трубке сутки напролет, и все равно не наберется.

Стали разбираться. Провайдер предоставил распечатки трафика – кто-то с их номера по ночам пользовался услугой «секс по телефону». Кто именно? Трехлетняя дочка? Молодая жена? Полосатая кошка? Муж тоже все отрицает: для него и так по части секса открыт домашний безлимит. Зачем ему предаваться утехам, характерным для престарелых извращенцев? Но это с точки зрения здравого смысла, а здравый смысл провайдеру не указ. Зато у него сертифицированная биллинговая система и все такое. Не нравится – обращайтесь в суд и попробуйте доказать, что вы не имеете никакого отношения к отряду парнокопытных, подотряду мозоленогих и семейству верблюдовых.

А как бы вы поступили в этом случае? Вот с вас снимают плату за услугу, которую вы не получали, или с вашего счета пропали деньги, или вам вкатили штраф непонятно за какие грехи – и что? Чем вы докажете обратное? Задумайтесь, пожалуйста. Ведь наступающая у нас эпоха цифровизации характерна тем, что кто карты раздает, тот ими и играет.

В древние времена всякое юридически значимое действие полагалось удостоверять соответствующей бумажкой. Сдал пиджак в химчистку – получи квитанцию. Зарегистрировал в канцелярии заявление – копию со штампиком забираешь с собой. Однако неумолимый прогресс потихоньку выдавливает эту систему, и теперь на руках у гражданина практически ничего нет. Ну, разве что пластиковая карточка – красивая и безликая. Базу данных, счет, баланс ведет сам провайдер, или банк, или соответствующая инстанция. Все гигабайты у него. Что считает нужным, то клиенту и показывает. Клиент вынужден верить на слово. А почему, спрашивается, он должен верить?

Во-первых, безнаказанность и неподконтрольность рождают искушение. А почему бы банку (провайдеру, управлению, департаменту) клиента чуть-чуть не нагреть, раз есть такая возможность? Их удерживают высокие моральные принципы? Пусть так, а что еще? Ведь все карты в их руках: информация, богатый опыт, могучий юридический отдел, знание законов. А клиент лишнее ляпнет, так его за язык и в суд – за подрыв деловой репутации.

Во-вторых, даже в том случае, когда политика организации безукоризненно честная, где гарантии, что внутри нее не заведутся крысы? Вся новостная лента переполнена сообщениями: в таком-то банке некая сообразительная сотрудница мошенническим путем перевела энную сумму… Ведь на что-то надеются, раз воруют! Не в тюрьме же сидеть собрались мошенники. Значит, изучили систему изнутри, нашли надежные ходы и лазейки. Кого-то ловят, но про тех, кого не поймали, мы ничего и не узнаем. А вдруг таких большинство?

В-третьих, кто может поручиться, что в организации, где хранят или считают ваши деньги, в полном порядке информационная безопасность? Может быть, туда хакеры заходят, сапог не снимая? Опять же, по бесчисленным сообщениям IT- специалистов, у нас взламывают все, вплоть до очереди в детский сад. Рекордная утечка данных была сразу на 11 млн казахстанцев. Кстати, вам не кажется странным, что представители банков и страховых компаний, обзванивающие граждан со своими заманчивыми предложениями, проявляют поразительную осведомленность?

Вы уж простите неисправимого ретрограда за старческое брюзжание, но цифровизация одни проблемы снимает, другие создает. И это не только у нас, так во всем мире. Никто не застрахован и ничего не гарантировано - будь то в развитых странах или в медвежьих углах третьего мира. Но есть одна маленькая разница – что у нас и что у них.

На Западе скандал никому не нужен. У них, если старая маразматичка решит высушить своего пуделя в микроволновке и подаст в суд за неожиданные последствия, то компания-производитель постарается погасить конфликт в досудебном порядке. Шума и хайпа лучше избегать в любом случае – прав истец или не прав. Свои ляпы или придурковатость клиента компания берет на себя. Трусливая у них позиция.

У нас диаметрально противоположная ситуация. Услугу предоставляет, как правило, монополист, полумонополист, четверть-монополист. У него этих клиентов – миллионы. Так и что с ними чикаться? Уйдет обслуживаться к конкуренту? Ой, напугали! Репутация? Так это для предъявления в судах, а не для внутреннего употребления. Так что есть прямой резон ободрать гражданина, как липку, прямо здесь и сейчас. И в средствах при этом ничуть не стесняться.

Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале

Читайте также
Алакольное отравление
Хотелось бы знать, как вообще планируют власть имущие уберечь Алаколь от канализационных и
988 0 0
Дети и собаки знают все тайны
Родолог-консультант, тектанушы Алия Сагимбаева считает, что многие семьи можно было бы сох
3061 0 0
Поднимите мне эко
Возможно, вскоре в Казахстане появится новый Экологический кодекс
1132 0 0