просмотров 497

В булочную – только на такси!

Опубликовано: 04 Декабря 2018 Автор: Александр КАМИНСКИЙ | Алматы
В булочную – только на такси!
pixabay.com

Парадоксальная складывается ситуация: вроде бы повсюду декларируется стратегическая линия на развитие общественного транспорта, но в действительности едем мы в противоположную сторону. И едем на такси.

За 10 месяцев 2018 года перевозки пассажиров на городском автомобильном и электрическом транспорте выросли, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, на жалкие 1,7%. Причем главным видом общественного транспорта, автобусами, было перевезено на 8,3% пассажиров меньше.

2.jpg

В Алматы в прошлом году преференции автобусам расточались особенно щедро – очерчивали «выделенку», создавали БРТ-линии, жестко гнобили частников. Были все основания ожидать бурного расцвета общественного транспорта. Но феноменальным образом прирост оказался еще меньше среднереспубликанского – 1,3% за год.

Зато по всему Казахстану перевозки на такси выросли за год колоссально – на целых 43%! Почти в полтора раза! От этого факта не отмахнешься. Если автобусами было перевезено 13,7 млрд человек, то таксистами – 5,1 млрд, то есть каждый второй-третий пассажир предпочитает не торчать на остановке, а сразу ехать на такси.

Эксперты мониторингового агентства Energyprom.kz, раскопавшие эти цифры, делают свой вывод: автобусные перевозки пассажиров сокращаются из-за низкого качества оказания услуг. Безусловно, это имеет место – давка в автобусах, загадочный график их движения и тому подобное. Но столь массовая пересадка наших сограждан на такси все же нуждается в объяснении. Почему?

Может быть, это показатель возросшего уровня доходов наших сограждан? Деньги есть, уровень запросов и требования к комфорту возросли! Собрался в булочную – вызвал такси! Возможно такое?

3.jpg

Может быть так, что никакого фактического прироста нет, просто «бомбилы», ранее работавшие в глубокой тени, теперь «засветились» через Uber и прочие мобильные приложения? Ведь мы не знаем, каким образом комитет статистики, на который ссылается агентство Energyprom.kz, считает таксующих водителей. Но если нелегалов статистика не видит, то отказ от автобусов в пользу частного извозчика должен иметь еще большие масштабы!

Вообще, современные технологии куда продуктивнее работают на таксиста, чем на автобусника. Только его вызовешь, и через несколько минут он уже стоит у ворот. А где, спрашивается, те информационные табло на каждой остановке, на которых можно посмотреть, когда подъедет автобус?

Да и зачем вообще ездить на автобусе, если на такси дешевле? При оплате наличкой в Алматы проезд на общественном транспорте стоит 150 тенге, в Астане на обычном маршруте – 180, на экспрессе – 250. В одиночку, конечно, выгоднее на автобусе. Вдвоем – так-сяк, в зависимости от дальности. Втроем уже часто получается дешевле на такси, а вчетвером – уже как правило.

Не исключено, что предложение начинает значительно превышать спрос. Например, в Алматы, по словам акима города, ежедневно въезжают около 250 тысяч областных автомашин. В городе полно машин с шымкентскими и таразскими номерами. Чем кормятся? Таксуют! Стоит горожанину поднять руку, как на него, толкаясь и подрезая друг друга, пикируют двое-трое «бомбил». Вот и разбаловали клиентов. Половина населения работает – другая половина их возит. Такая вот складывается наша транспортная модель.

Выходом из ситуации, по моему скромному мнению, может быть только развитие метро и прочего рельсового транспорта. Понятно, что строить их и дорого, и долго. Но автобус, как показывает неумолимая статистика, из проблем нас не вывезет.

Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале

Читайте также
Ашаршылық глазами Сары Кэмерон
«Казахам все еще предстоит осознавать ужасы, которые они пережили в своей истории».
6640 0 0
Браво собственности
Законодательные новации заметно усилят имущественные права граждан
225 0 0
Кальян за пазухой
Уральские школьники пристрастились к электронным сигаретам
272 0 0