просмотров 2146

«Исследовать этот мир и расширять горизонты». Популярный британский таблоид размышляет над преимуществами кочевого образа жизни

Опубликовано: 19 Сентября 2019 Автор: Илья МИЛЛЕР | Семей
«Исследовать этот мир и расширять горизонты». Популярный британский таблоид размышляет над преимуществами кочевого образа жизни
fodors.com

Жителей Туманного Альбиона волнует не только выход из Евросоюза, но и более глобальные темы. Станем ли мы все счастливее, если будем жить, как живут кочевники? Таким вопросом задалось крупное британское издание The Telegraph.

Известно, что номадизмом был одержим английский писатель Брюс Чатвин. В 1965 году, работая в аукционном доме «Сотбис», он отправился в Судан, где впервые оседлал верблюда. Как говорит его биограф Николас Шекспир, тогда-то он и «ощутил на себе прелести кочевой жизни». Спустя год во время посещения петербургского Эрмитажа внимание Чатвина привлекло сохранившееся в хорошем состоянии тело пастуха-кочевника, который насмерть замерз в горах Монголии. После этого он решил сменить род деятельности и стал археологом. Обратившись к своему настоящему таланту – писательству, он загорелся проектом «Кочевая альтернатива», который позже охарактеризовал как «дико амбициозную и нетерпимую работу».

2.jpg
Сын и внук президента США обжились в казахской юрте
читайте далее
«Аргументы, грубо говоря, следующие: в процессе эволюции наряду с прямохождением человек приобретает миграционный «драйв» или же инстинкт преодолевать большие расстояния, – писал Чатвин. – Это желание неотделимо от его центральной нервной системы и, будучи подавленным в условиях оседлого образа жизни, находит выход в насилии, жадности, ярко выраженном честолюбии или маниакальных поисках чего-то нового».

Недавно телеканал BBC-2 начал показ документальной ленты «Кочевник: по следам Брюса Чатвина», снятой немецким режиссером Вернером Герцогом, который подружился со своим героем во время съемок в Австралии, а позже снял фильм на основе его рассказа. Как нетрудно догадаться, лента посвящена кочевой романтике, которая очаровала многих путешественников.

Не секрет, что сегодня на Земле кочевников осталось немного. Современность, выраженная в форме мегаполисов, границ, заводов, налогов и паспортов, поглотила многих рассеянных по свету «пастухов». Полукочевые племена охотников-собирателей сохранились разве что в джунглях Амазонии и Новой Гвинеи, в то время как группы приверженцев кочевого образа жизни выживают в Центральной Азии, Сахаре и на Ближнем Востоке. В Европе же положение кочевников более плачевное. Зачастую они воспринимаются как чужие, нередко – в качестве изгоев.

«Что мы потеряли, отказавшись от кочевых идей?» – задается вопросом автор статьи.

Трудно разложить по полочкам весь тот путь, который человечество прошло перед тем, как стать оседлым. Освоив земледелие, люди стали жить на временных стоянках, а затем перешли к постоянным. Женщины стали больше рожать, и случился один из первых демографических взрывов.

3.jpg «Однако дополнительные рты быстро уничтожили излишки еды, в результате чего засаживалось все больше полей, – пишет израильский историк Юваль Харари. – Как только люди начали осваивать поселения, как только дети стали есть больше зерновых и пить меньше материнского молока, как только каждый ребенок стал соперничать за кашу за своими братьями и сестрами, они забрались на опасную для себя высоту».
В Актюбинской области сбылось пророчество Аттилы
читайте далее

По мнению Харари, ранняя агрокультурная революция – это «наибольший исторический обман». «Надежды на пшеницу, рис и картошку привели к сокращению полноценной жизни. Она породила элиту, заставившую нижестоящие классы трудиться за скромное вознаграждение», – считает историк.

Многие темные главы человеческой истории – рабство, войны, эпидемии, истощение ресурсов – уходят корнями к коллективному движению к оседлости и размножению. Упомянутый выше Чатвин сформулировал главное правило биологии так: «Мигрирующие особи менее агрессивны, чем оседлые». Не вызывает сомнения, что кочевники жили и живут в гармонии с окружающим миром. Ведь они двигались только туда, где могли добыть пропитание и прокормить скот.

Когда доктор Стефани Банн, антрополог из университета Святого Андрея, изучала быт пастухов Кыргызстана, она уяснила для себя их отношение к окружающему.

4.jpg «Эти люди словно хранители земли и всех ее обитателей. Другие же могут взять то, что им нужно или даже больше, но это неминуемо приведет к дисбалансу и негативным последствиям для окружающих», – пишет антрополог.
До XIX века казахская знать охотилась с гепардами
читайте далее

Эти же ценности, по ее убеждению, сохранятся даже в том случае, когда кочевники ассимилируются и станут оседлыми. Ряд исследователей также отмечают такие качества номадов, как сильные семейные узы и глубокое уважение к старшим.

Люди, питающие страсть к путешествиям, имеют обыкновение рассматривать свое увлечение как поиски чего-то нового, нежели бегство от чего-либо.

«Отойдя от кочевого образа жизни, люди потеряли некую неуловимую ценность. Кочевники живут в настоящем, тогда как все остальные больше переживают о своем будущем. Как номады исследуют и расширяют горизонты мира вокруг себя, так и современные путешественники отправляются в места, удаленные от их домов. При этом кочевники прогуливаются не спеша, а путешественники очень часто торопятся. Сущность номадизма можно выразить так: жить естественно, наблюдать, как меняются долины и движутся облака, и при этом всегда быть готовым к бурям и встречам с хищниками», – заключает автор материала.
Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале