30 декабря прошлого года, когда европейский мир готовился к встрече Нового года, молодой врач-офтальмолог из китайского города Уханя Ли Вэньлян поделился в чат-группе однокашников – выпускников медицинской школы своими подозрениями по поводу обнаружения крайне странного, SARS-подобного коронавируса. По словам врача, новый возбудитель был выявлен у семи пациентов, помещеных под карантин в его больнице, причем все они посещали местный рынок морепродуктов.
По данным CNN, Ли пояснил коллегам, что, согласно результатам проведенных тестов, возбудитель заболевания – один из большого семейства вирусов, которое включает в себя и SARS (Severe acute respiratory syndrome-related coronavirus) – коронавирус тяжелого острого респираторного синдрома, или вируса атипичной пневмонии.
34-летний медик из Уханя уведомил своих друзей-коллег о начале вспышки странного заболевания и предложил им позаботиться о близких, чтобы те в частном порядке поговорили с родными и знакомыми, что надо поберечься. Но через несколько часов скриншоты его сообщений разлетелись по Сети – причем никто и не подумал скрыть источник. Дело в том, что воспоминания о фатальной вспышке атипичной пневмонии 2002–2003 годов, заразившей тысячи и унесшей жизнь 813 человек (смертность 9%), глубоко укоренились в сознании жителей Китая одновременно с тем фактом, что власти КНР тогда пытались замолчать ситуацию до последнего, пока не пришел официальный запрос из ВОЗ.
По данным CNN, 30 декабря прошлого года, в день, когда Ли связался со своими друзьями, муниципальная комиссия здравоохранения Уханя выпустила экстренное уведомление, информирующее городские медицинские учреждения о том, что у ряда пациентов после посещения рынка морепродуктов выявлена пневмония неизвестной природы. Уведомление сопровождалось предупреждением: «Любым организациям или частным лицам не разрешается публиковать информацию о заболевании без разрешения».

Рано утром 31 декабря органы здравоохранения Уханя провели экстренное совещание, чтобы обсудить вспышку. В тот же день Ли был вызван на ковер своего больничного начальства, которое потребовало объяснить, как он узнал о случаях новой атипичной пневмонии. Позднее, но также 31 декабря, власти Уханя публично объявили о вспышке неизвестного заболевания и отправили соответствующее сообщение во ВОЗ. Так мир узнал о новой напасти.
А самого Ли 3 января вызвали в местный полицейский участок и сделали выговор за распространение слухов в Интернете, а также серьезное нарушение общественного порядка. Он стал одним из нескольких медицинских работников города, попавших в прицел правоохранителей за несанкционированное распространение информации о новом смертельном вирусе в первые же дни его выявления. Доктора отпустили через час, однако ценой свободы, по данным CNN, стало собственноручно написанное признание, в котором он соглашается с тем, что совершил «проступок» и дает обещание в будущем не совершать подобных действий.

Уханьская полиция не ответила на запрос телекомпании о комментариях, а муниципальная комиссия здравоохранения Уханя просто отказалась от них. Тогда журналисты портала связались с доктором через популярный в Китае интернет-мессенджер WeChat. Ли Вэньлян в голосовом сообщении пояснил, что написал то признание из страха:
«Моя семья будет беспокоиться обо мне, если я потеряю свободу на несколько дней...».
Журналисты уточняют, что на записи доктор сильно кашлял и очень тяжело дышал. Тут же выяснилось, что Ли общался с прессой из отделения интенсивной терапии, где он находится не на дежурстве, а как пациент. В минувшую субботу ему поставили диагноз: заражение тем самым коронавирусом. То есть 10 января после участия в попытках лечения пациента с коронавирусом Ли начал кашлять, на следующий день у него возникла лихорадка, а 12-го он был госпитализирован. В последующие дни состояние Ли настолько ухудшилось, что он был помещен в отделение интенсивной терапии, где в настоящее время получает кислородную поддержку.
По данным американского портала, диагноз коронавирус у врача, который первым предупредил мир об угрозе, вызвал широкое возмущение людей по всему Китаю. Кроме того, усиливаются негативные реакции общественности на цензурирование информации о болезни и действия государства по борьбе с ней. В китайской социальной сети Weibo на личной страничке Ли уже десятки тысяч людей благодарят его за честность и открытость, желают скорейшего выздоровления.

Люди задаются вопросом, а что было бы, если бы предупреждение доктора не попало в Интернет, до какого времени власти Уханя скрывали бы наличие вспышки смертельного заболевания?
Согласно доступной информации, доктор Ли хоть и находится в палате интенсивной терапии, но уже идет на поправку. Верховный суд Китая выступил с критикой чрезмерно жестких действий полиции Уханя против допустивших утечку информации медиков, глава КНР Си Цзиньпин потребовал оперативного информирования населения, и это было воспринято как зеленый сигнал светофора.
С начала вспышки новый коронавирус унес жизнь по меньшей мере 425 пациентов, заражены как минимум 20 тысяч человек по всей планете. Включая Ли. Однако теперь в китайской прессе появились тысячи публикаций о коронавирусе, журналисты делают подробные репортажи и публикуют жесткие критические материалы и расследования. И даже государственная газета Beijing Youth Daily взяла интервью у доктора Ли Вэньляня, и этот материал стал, как бы это ни звучало, вирусным.