просмотров 639

Эксперты неоднозначно оценивают перспективы электромобилей на казахстанском рынке

Опубликовано: 13 Января 2020 Автор: Ярослав РАЗУМОВ | Алматы
Эксперты неоднозначно оценивают перспективы электромобилей на казахстанском рынке
pixabay.com

Год только начинается, а на мировом автомобильном рынке уже произошло событие, которое, возможно, изменит его главные тренды на обозримую перспективу: в Китае открыли завод Tesla – первый за пределами США. Будет ли второй – в Казахстане?

Да, КНР – уже не только самый большой автомобильный рынок, но и крупнейший рынок электрокаров. Однако насколько быстро будет развиваться этот проект? Сейчас Tesla среди электромобилей – это в основном люксовый вариант, хотя эксперты отмечают, что последние модели бренда уже приблизились к среднему классу. Глава компании Илон Маск заявил, что намерен самым широким образом использовать потенциал китайских инженеров и изобретателей, что тоже должно, хоть и косвенно, повлиять на рост производства и доступности его автомобилей. Может ли это привести к тому, что китайские Tesla вскоре появятся и на казахстанском рынке? Хотя бы по логистическим причинам: ведь дешевле и проще гнать электрокары из Китая, чем из США. А может быть, в обозримом будущем можно будет говорить о переносе производства китайской Tesla в Казахстан? Звучит фантастически, но кто бы 25 лет назад поверил, что в постсоветской Центральной Азии вообще будут свои автомобильные производства?

Председатель Независимого автомобильного союза Эдуард Эдоков смотрит на такие перспективы скептически. Серьезного влияния на наш рынок открытие завода Tesla в Шанхае не окажет, считает он. Сейчас Tesla планирует производить тысячу машин в неделю, а потом довести до трех тысяч, но Китай, как пылесос, поглотит какие угодно объемы. Даже несмотря на то, что там много своих производителей электромобилей.

Tesla в 2019 г. увеличила поставки электромобилей на 50%
читайте далее
Это самый крупный производитель и потребитель электромобилей, причем самых разных – от «электромобильчиков» до «электромобилищ», – говорит Эдуард Эдоков. – Просто Китай с ними на внешние рынки пока особо не выходит: периодически на выставках появляются какие-то китайские шоу-кары, да и только. Пока китайцы насытят свой рынок электромобилями, пройдет немало времени, и до нас с нашим небольшим рынком дело дойдет не скоро. Что касается открытия у нас когда-нибудь заводов по производству электрокаров, то опять же, все упирается в объем рынка: за год в Казахстане продается 50–60 тысяч новых автомобилей, а для эффективной работы автомобилестроительной промышленности нужно 100–150 тысяч. Может быть, какую-нибудь нишевую модель китайского производителя средней руки мы и сможем выпускать – в объеме от двух тысяч до пяти тысяч штук в год, по разумной цене и средних функциональных возможностей. Но не более того.

Может ли рост экологического сознания граждан стимулировать увеличение парка электромобилей в Казахстане? Теоретически – да, ведь именно это является главной мотивацией развития этой индустрии в мире. Но эксперт считает, что в наших условиях эти тренды не стоит переоценивать, так как общество еще не на той ступени, когда многие готовы платить за экологичный автомобиль больше, чем за обычный. Единичные экземпляры китайской Tesla состоятельные энтузиасты, возможно, будут завозить в Казахстан, но широким явлением это не станет.

Впрочем, тенденция роста интереса к этой теме – особенно у молодежи – очевидна.

Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале