18+
  • USD 389.6
  • EUR 429.3
  • RUB 6.05
просмотров 558

Госпрограмма индустриально-инновационного развития Казахстана стимулирует рост автомобилестроения

Опубликовано: 24 Июля 2019 Автор: Ярослав РАЗУМОВ | Алматы
Госпрограмма индустриально-инновационного развития Казахстана стимулирует рост автомобилестроения
independent.co.uk

До конца этого года правительство должно разработать и принять очередную, третью Государственную программу индустриально-инновационного развития (ГПИИР) на 2020–2025 годы. Делаться это будет, естественно, с учетом опыта двух предыдущих программ, и в этой работе наверняка свое место займет анализ развития автомобилестроения. На сегодня оно является самой быстроразвивающейся производственной отраслью в экономике. Что еще важнее, развитие это устойчиво.

Когда автомобилестроение было включено в ГПИИР на 2015–2019 годы, не у всех экспертов это вызвало понимание. Были и сомнения, и критика. И, в общем, это имело под собой основания. Автомобили в Казахстане никогда ранее не производились. В советские времена их вообще не выпускали, а после обретения Казахстаном независимости были отдельные попытки наладить сборочные производства, но все это ничем серьезным не кончилось. А по соседству с нами росли автомобильные державы: Россия с ее давними традициями и Узбекистан, успешно осуществивший смелую попытку запустить автосборку с нуля. В которую, как позже признавался президент Ислам Каримов, он сам изначально не верил. В 2000-х начал очень интенсивно наращивать выпуск автомобилей Китай. Казахстан же в силу ряда причин запаздывал с этим. И казалось, что это отставание фатально. Тем не менее автомобилестроение в числе других направлений машиностроения было включено в число приоритетных направлений ГПИИР на 2015–2019 годы.

Хотя до окончания действия программы осталось еще полгода, уже очевидно, что автомобилестроение станет одним из самых, если не самым успешным ее направлением. Важный факт – действующая сейчас ГПИИР словно провидчески была запущена в самый тяжелый год для отечественного автопрома. Уверенно набиравший темпы и выпустивший в 2014 году рекордные для себя 40 тысяч автомобилей, из которых легковые составили 36,2 тысячи, в кризисный 2015-й сектор рухнул более чем в два раза. Легковушек тогда выпустили лишь 12,2 тысячи. В 2016 году падение продолжилось, легковых машин сделали только 5,2 тысячи. Но уже начинали действовать механизмы государственной поддержки – в том числе в рамках ГПИИР, и в 2017 году началось восстановление. За тот год суммарное производство автомобилей составило более 19 тысяч, в том числе легковых – 16,8 тысячи, половину от докризисного уровня. Прошлый год показал, что рост 2017 года был не случайностью, а тенденцией – было выпущено более 30 тысяч различных автомобилей. Пожалуй, 2018 год можно назвать уже не восстановительным, а переломным для отрасли: хотя на докризисный уровень она тогда еще не вышла, но по темпам роста в автопроизводстве Казахстан опередил союзников по ЕАЭС. Самое главное, что тогда впервые в истории началось замещение импортных автомобилей на казахстанском рынке. Тогда же эксперты уверенно заговорили, что в 2019 году рост спроса, подкрепленный программами льготных автокредитов, толкнет производство на докризисный уровень. Или даже выше. И прогнозы оправдываются.

За первое полугодие в стране выпустили 20 623 автомобиля. В натуральном выражении производство увеличилось по сравнению с январем – июнем 2018 года на 40,4%. Такие темпы делают прогноз о том, что в этом году мы превысим докризисный уровень, уже почти несомненным. Важнейший показатель: в первом полугодии рыночная доля казахстанских автомобилей на отечественном рынке превысила половину его объема. Если в прошлогодние январь – июнь наши производители закрыли 47,2% рынка, то в нынешние – 55,9%! Национальные производители впервые в истории начинают доминировать в Казахстане. Это, без всякой натяжки и пафоса, победа. Может быть, промежуточная и нуждающаяся в закреплении, но для страны, в которой автомобильное производство зародилось всего десять лет назад, это очевидный успех.

Для перспектив казахстанского автопрома принципиально важно, что он развивается как комплексная отрасль: легковые автомобили в ее производственной структуре доминируют, но этим она не исчерпывается. Сегодня в стране выпускают практически все основные виды автомобильной продукции. Из 20 623 единиц автотранспорта, произведенных в первые шесть месяцев года, на легковые машины пришлось 18 753. Остальное – грузовики, автобусная техника, прицепы. Производство каждого из этих видов транспорта пока в стране невелико, исчисляется сотнями единиц за полугодие. Может быть, по итогам года автобусов и грузовых автомобилей выпустят более тысячи каждого вида. В принципе, и это немного, но в этом году наблюдается уверенный рост их сборки, в то время как по итогам 2018-го было падение. На начало июля в стране выпустили 674 автобуса, и это в четыре раза больше, чем за первое полугодие 2018-го. Снижение отмечается только в секторе специализированной автотехники, но это очень небольшой сегмент отрасли, в казахстанских условиях он погоду не делает.

Существует мнение, что отечественный автопром в большей мере выживает благодаря льготному кредитованию и госзакупкам. И что без таких «костылей» прямой господдержки ему не подняться. Но статистика опровергает это. По данным союза предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром», с использованием программы льготного кредитования за шесть месяцев в стране было куплено 1 700 автомобилей, а для нужд государственных ведомств приобретено 2 271 авто. Всего же сбыт автозаводов за это время составил 17 913 автомобилей. Как видно, такие меры господдержки для отрасли значимы, но определяющими не являются. Да и почему бы им не быть, особенно в период посткризисного восстановления автомобилестроения? Даже страны-гиганты на мировом автомобильном рынке, располагающие огромными мощностями и давними производственными и маркетинговыми традициями, используют разные методы оказания помощи своим производителям – кто-то через те же госзакупки, кто-то через манипуляцию курсом национальной валюты… В Казахстане автомобилестроение растет благодаря общему подъему экономики и промышленной политике, отраженной в ГПИИР.

Стоит заметить, что Государственная программа индустриально-инновационного развития оказала влияние на динамику автомобилестроения не только напрямую, через заложенные в нее меры по поддержке машиностроительного комплекса. Косвенный эффект дало и влияние программы на экономику страны в целом: оживление в различных отраслях стимулировало спрос на производственный автотранспорт, а новые рабочие места создали платежеспособных покупателей. Остается дождаться принятия новой ГПИИР и заложенных в ней мер по поддержке отрасли, сравнить с итогами развития автомобилестроения за уходящую пятилетку и спрогнозировать его дальнейшую динамику.

Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале