просмотров 1180

Как уживутся Северный морской и Новый Шелковый пути?

Опубликовано: 12 Декабря 2018 Автор: Ярослав РАЗУМОВ | Алматы
Как уживутся Северный морской и Новый Шелковый пути?
РИА Новости

К февралю следующего года в российском правительстве должен быть подготовлен и согласован важный документ – проект развития Северного морского пути (СМП). Как он уживется с Новым Шелковым путем?

В российском проекте будут рассмотрены меры по развитию и координации транспортных сфер, в том числе строительства ледокольного и танкерного флотов, инфраструктуры и разработки новых месторождений природных ресурсов. Вообще, в последнее время в соседней стране этому направлению и связанным с ним возможностям уделяется все больше внимания. Например, с 1 января следующего года должен вступить в действие запрет, хотя пока еще и не полный, на проход по СМП судов иностранной, то есть не российской, постройки. Так власти в ожидании интенсивного роста навигации по СМП пытаются стимулировать собственное судостроение. Все эти планы строятся на прогнозах, что к 2025 году объем перевозимых по пути грузов составит 80 млн тонн (в 2017 году было более 10 млн тонн). Может быть, это завышенные ожидания, но рост в любом случае будет заметным.

Этот проект затрагивает и интересы Казахстана. Объективно, СМП является конкурентом транзитных грузоперевозок из Китая в ЕС и в обратном направлении через территорию республики. Сейчас, как известно, транзитом через Казахстан проходит до 40 тысяч контейнеров за год, и этот объем планируется значительно увеличить, в том числе с опорой на мегапроект Нового Шелкового пути. Его сухопутная часть, проходящая через Казахстан, является альтернативой Южному морскому пути с Дальнего Востока на Запад через Суэцкий канал, так как позволяет доставлять грузы быстрее. Это единственное, но большое преимущество трансконтинентального пути перед южным морским. И оно дает основания Казахстану рассчитывать на привлечение значительного объема международных грузов на свои транзитные коридоры. Но СМП может сгладить этот выигрыш, так как он на 9 000 километров короче Южного морского пути через Суэц. Сейчас, пока инфраструктура пути еще не налажена, точно определить сроки доставки по нему грузов из КНР в ЕС сложно, но они могут быть сопоставимы со временем, которое затрачивается на сухопутных маршрутах. «Пробный шар» был запущен минувшим летом: два российских танкера с грузом сжиженного газа прошли по СМП в Китай.

Одни эксперты считают, что Пекин воспринимает этот проект как конкурента Шелковому пути, другие источники, наоборот, отмечают интерес китайцев к открывающимся возможностям. Зависеть все будет от того, насколько успешно и быстро Россия будет развивать СМП. А там, похоже, взялись за это дело всерьез. Что же делать Казахстану, чтобы не снижать привлекательность своего транзитного потенциала? Только одно: не медлить с улучшением организации и функционирования транзитных коммуникаций на своей территории.

Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале