Карантинные меры, принимаемые в Китае, вновь бьют по казахстанским грузоперевозчикам

Опубликовано: 25 Августа 2020 Автор: Ярослав РАЗУМОВ | Алматы
Карантинные меры, принимаемые в Китае, вновь бьют по казахстанским грузоперевозчикам
googleusercontent.com
просмотров 1145

Приостановка китайской стороной работы трех пунктов пропуска на границе Казахстана и КНР становится для наших грузоперевозчиков новым испытанием. А этому сегменту отечественной транспортной сферы в этом году и так досталось немало. По мнению казахстанских экспертов, стоимость расходов для грузоперевозчиков может возрасти еще примерно на 15–20%.

В середине августа было объявлено, что из-за нового введения китайскими властями строгих карантинных мер в Синьцзяне приостановлена работа пунктов пропуска «Майкапчагай», «Кольжат» и «Бахты». То есть работу продолжил лишь один из существующих на границе двух стран, хотя и самый большой, – «Нур Жолы». Китайская сторона заявила, что казахстанские седельные тягачи будут въезжать на территорию КНР, оставлять там прицепы – но ждать, пока их загрузят, придется на территории Казахстана. Естественно, такая практика не могла не привести к скоплению автомобилей на пункте «Нур Жолы».

2.jpg Эти нововведения соседей стали для нас неожиданными, – признается руководитель Казахстанской ассоциации таможенных брокеров Геннадий Шестаков. – В последнее время наши власти с китайскими таможенными органами серьезно прорабатывали вопрос, как повысить в нынешних реалиях эффективность грузоперевозок. И вдруг такая новость! Закрытие трех пунктов – это сокращение примерно половины потока. Кроме того, работа «Бахты» и «Майкапчагая» давала возможность автомобилям двигаться по разным дорогам. Теперь вся нагрузка ложится на одну трассу.

Еще одна проблема появляется уже для казахстанских грузополучателей, то есть в итоге для покупателей. Когда водитель присутствует при погрузке, он контролирует этот процесс. А теперь он не будет знать, как грузили, что погрузили. Ответственность за сохранность и соответствие груза размывается.

После ослабления карантина заведениям общепита по-прежнему тяжело работатьчитать подробнее

– Рынок автомобильных грузоперевозок только начинал очень медленно выходить из комы, – говорит Геннадий Шестаков. – В марте наши машины еще ездили в Китай, в апреле–мае не ездили, с июля снова начали, но это была очень слабая динамика. Китай сам долго находился в карантине, и объемы готовых к перевозке товаров сейчас невелики. Уровня начала этого года мы могли бы достигнуть, может быть, в конце осени. Но вот теперь новая история, новые ограничения! Все это показывает, что в наше время о перспективах лучше даже не пытаться рассуждать – сегодняшний, вполне логичный анализ завтра валится «на раз».

Большой объем тех грузов, что раньше шли фурами, сейчас перевозит железная дорога. И будет перевозить еще больше, но это по сравнению с автоперевозками заметно более дорогой способ транспортировки. Еще один неприятный момент: новые ограничения на перевозки – это удар по занятости в этом секторе. А он не самый последний в фактической структуре рынка труда. Сегодня примерно 60% автоперевозок осуществляют компании, а остальное – индивидуальные перевозчики. Речь идет о тысячах автомобилей и, соответственно, рабочих мест. Теперь большинство и индивидуальных, и корпоративных перевозчиков вынуждены будут «встать на прикол». Причем на неизвестный срок, так как китайская сторона по времени новые ограничения не регламентировала. Не может ли эта история привести к тому, что на рынке грузоперевозок произойдет консолидация – компании вытеснят или поглотят мелких частников?

Это зависит от того, у кого из субъектов «жировая прослойка» толще, – считает Геннадий Шестаков. – Возможно, что более сильный удар получат как раз таки компании, ведь у них больше текущих расходов: зарплаты персоналу, оплата стоянок, налоги. А частник поставил грузовик в своем дворе и занялся другими делами – огородом, садом, скотом. Никто не разбогатеет, но и в том, и в другом сегменте нашего рынка одни выживут, а другие – нет.
Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале