просмотров 1335

Казахстанскому автопрому пандемия оказалась нипочем

Опубликовано: 02 Ноября 2020 Автор: Ярослав РАЗУМОВ | Алматы
Казахстанскому автопрому пандемия оказалась нипочем
Пресс-служба акимата

Казахстанское автомобилестроение вопреки всем ограничениям пандемии успешно развивается. И не только внутри страны – за девять месяцев 2020 года отечественные автопроизводители вдвое увеличили объемы экспорта, чем за весь 2019-й. В нынешних условиях это можно расценивать почти как экономическую сенсацию.

Пусть объем продаж на внешнем рынке пока и небольшой, суммарно это 5 474 автомобиля, но, во-первых, еще совсем недавно Казахстан вообще не то что не экспортировал их, но и не производил. А во-вторых, сегодня, когда даже гранды мирового автопрома сокращают объемы производства, такая динамика – это большой успех. Всего с 2017 года в Узбекистан, Россию, Кыргызстан и Беларусь из нашей страны было экспортировано около 10 тысяч транспортных средств отечественного производства. Ожидание второй волны пандемии и связанных с ней ограничений пока на динамике экспорта не отразилось – в сентябре было продано 798 автомобилей. Преимущественно поставлялись бренды Hyundai, Chevrolet и JAC. Эксперты Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ) считают, что эта тенденция будет укрепляться. И возможно, в том числе и за счет электромобилей казахстанской сборки.

1 200 электромобилей планирует произвести Казахстан в следующем году
читайте далее

Продолжают расти продажи и на внутреннем рынке. По итогам девяти месяцев 2020 года спрос вырос на 21%, до 63 408 проданных автомобилей. Имеются в виду и легковые автомобили, и грузовики, и дорожная спецтехника, и автобусы. В августе и сентябре продажи превышали девять тысяч единиц, и, по мнению вице-президента АКАБ Анар Макашевой, по итогам года общее число проданных автомобилей может перевалить за 90 тысяч по всем сегментам рынка. Из них две трети будут казахстанскими. Во многом это становится возможным благодаря проводимым государством программам льготного автокредитования, лизинга и стимулирования населения при сдаче вышедших из эксплуатации транспортных средств. Но эксперты ассоциации связывают активность на рынке в том числе и с отложенным спросом. Однако насколько стабильным может быть этот фактор в обозримой перспективе? Нет ли опасений, что, удовлетворив его, рынок скоро просядет?

В целом авторынок Казахстана сегодня нельзя назвать насыщенным, – констатирует Анар Макашева. – Есть показатель, который определяет насыщенность автомобилями, – количество машин на тысячу жителей страны. В Казахстане он равен 198, другими словами, у нас в стране в среднем только каждый пятый имеет личный автомобиль. Это довольно низкий показатель по сравнению с большинством развитых стран. Для примера, в России уровень автомобилизации в 2019 году оценивался в 306 единиц, в Беларуси – 282. Лидерами по этому показателю являются Монако, США, Лихтенштейн, где на тысячу жителей приходится более 800 автомобилей. Нам есть куда расти.

Но казахстанские автомобили собираются в значительной мере из импортных комплектующих. Курс доллара растет, не увеличит ли это цену наших машин? В АКАБ считают, что прямого пропорционального влияния курса доллара на стоимость конечной продукции отечественного производства нет. На сегодня средний уровень локализации нашего автопрома составляет 33%, а максимальный по отдельным моделям доходит до 80%. Работа по усилению местного содержания ведется постоянно, и это приведет к снижению стоимости отечественных автомобилей. Конечно, при условии стабильной макроэкономической ситуации.

Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале