просмотров 2369

Логистическая сфера может оказаться в числе самых пострадавших отраслей экономики

Опубликовано: 05 Января 2021 Автор: Ярослав РАЗУМОВ | Алматы
Логистическая сфера может оказаться в числе самых пострадавших отраслей экономики
martin-soft.ru

В результате пандемии коронавируса логистическая сфера может оказаться в числе самых пострадавших отраслей экономики Казахстана. Окончательных итогов ее развития в 2020 году еще нет, но, по данным Казахстанской ассоциации таможенных брокеров (КАТБ), порядка 20% компаний уже ушли с этого рыка.

Геннадий Шестаков( фото предоставлено автором).jpg

– Суммарно это потеря по Казахстану примерно 800 рабочих мест, – говорит председатель совета КАТБ Геннадий Шестаков. – В масштабах страны вроде бы немного, но каждый раз это человеческая драма. И для отрасли масштаб ощутим. Проблема в том, что из-за сокращения объемов грузоперевозок у многих бизнесменов не оставалось оборотных средств. А помимо оплаты товаров и транспортных расходов нам необходимо вносить деньги для обеспечения уплаты таможенных платежей – это обязательное условие для работы в нашем бизнесе. А перекредитоваться в банках в нынешних условиях стало очень непросто.

Экономические и транспортные ограничения прошлого года отразились как на объеме перевозок, так и на характере грузов. Пандемия ударила по перевозкам товаров повседневного спроса и продовольствия, но сильнее всего пострадали перевозки инженерных грузов, особенно крупногабаритных – это оборудование, материалы, автомобили для крупных инфраструктурных проектов в транспортной, энергетической и добывающей сферах. Вероятно, из этого можно делать определенные выводы о прогнозах реализации проектов в этих сферах.

Торговые перевозки сократились по всем направлениям – с Европой, с евразийскими партнерами, но сильнее всего, конечно, с Китаем.

Ранее обычной практикой было заехать в Китай и там сразу найти груз для ввоза в Казахстан, – продолжает Шестаков. – Сейчас такого практически нет. Китайцы запускают лишь те наши автомобили, для которых уже есть подтвержденный груз на их территории. Ситуацию усложняет то, что в самом Китае снизился объем грузоперевозок в приграничных районах и, соответственно, для нас возросла конкуренция за грузы с теми же китайскими перевозчиками. На железной дороге свои проблемы: у китайцев нет обменных контейнеров, они остались в Казахстане и в России из-за того, что их нечем было загружать и отправлять назад, когда вводились карантинные ограничения. Сейчас из Казахстана и России в Китай начинают отправлять пустые поезда, чтобы там появился обменный фонд контейнеров. Вообще, пандемия создала сразу целый ряд таких проблем, с которыми и по отдельности мы раньше редко сталкивались.
Эксперт: почему-то многим казалось, что любезное отношение со стороны Китая будет длиться годамичитать подробнее

Значит ли это, что Казахстану надо скромнее относиться к ожиданиям от своего международного транзитного потенциала? Ни в коем случае, говорит эксперт. Наоборот, нужно усиливать наши амбиции. Выход из пандемии обострит конкуренцию за внутриконтинентальные грузоперевозки даже между союзниками. И Казахстану надо активно в этом участвовать. В частности, конкурировать с российскими железными дорогами за грузы из центральных и южных регионов Китая для Европы.

Конкуренция не обещает быть легкой. В канун Нового года сообщалось о серьезной российской инвестиционной программе для Байкало-Амурской магистрали и Транссиба на ближайшие три года, отмечает Шестаков. Но речь идет о десятках миллионов тонн грузов, и у Казахстана по-прежнему есть шанс получить значительную часть этого рынка, реструктурировав логистику на станции Достык.

Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале