Предприятия горно-металлургического комплекса Казахстана столкнулись с серьезной проблемой: с 15 июня национальная компания «Казахстан Темир Жолы» ввела запрет на использование в своей железнодорожной сети полувагонов из других стран. Перевозить грузы можно только казахстанским подвижным составом. Это больно бьет по экспортерам угля, руд черных и цветных металлов, кокса и серы.
До сих пор отечественные угольщики и металлурги пользовались услугами российского парка полувагонов – они заметно дешевле тех, что предлагает КТЖ. В Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий Казахстана со ссылкой на ценовое агентство Argus приводят такие цифры: суточная аренда полувагона в России составляет 4 060–4 640 тенге, а дочка АО «НК «КТЖ» – компания АО «Казтемиртранс» (КТТ) – просит 8 300–8 500 тенге. Разница существенная, тем более учитывая не лучшую ценовую конъюнктуру на мировых рынках. Например, раньше экспортеры угля могли удешевить стоимость перевозки одной тонны груза в порты на Черном и Балтийском морях на 2,1–2,55 доллара.
При этом уже около года на рынке перевозок полувагонами наблюдается устойчивый нисходящий тренд, переизбыток парка тянет ставки аренды вниз. Но не в Казахстане. Экспортеры угля обращались в КТЖ и КТТ с просьбами рассчитывать ставки, исходя из рыночных реалий, но этого не происходит, хотя значительная часть парка полувагонов КТТ – порядка 5 400 единиц – невостребованна. Казалось бы, логика рынка диктует единственно возможное решение проблемы – снижение ставки. Но железнодорожники принимают иное решение: запретить доступ неказахстанских полувагонов к рынку грузоперевозок. То есть вынудить наших экспортеров пользоваться своими, заметно более дорогими услугами.
Такой опыт у КТЖ уже был – в январе нацкомпания ввела запрет на порожние крытые вагоны, платформы и полувагоны. Но его вскоре отменили после многочисленных жалоб казахстанского бизнес-сообщества, обращения Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» и крупнейших грузоотправителей в правительство. Однако не прошло и полгода, как история повторяется.
Но у этой истории есть и другой аспект. По сути, запрет на доступ российских вагонов на казахстанский рынок грузоперевозок противоречит принципам ЕАЭС, ведь на территории союза несколько лет действует общий рынок оперирования подвижным составом. И в его рамках грузоотправители из государств – участников ЕАЭС могут свободно воспользоваться вагонами из любого союзного государства.