18+
просмотров 688

Перед казахстанской логистикой сегодня стоят те же проблемы, что и 10 лет назад

Опубликовано: 28 Июня 2019 Автор: Ярослав РАЗУМОВ | Алматы
Перед казахстанской логистикой сегодня стоят те же проблемы, что и 10 лет назад
pixabay.com

То, что логистика является одним из важнейших секторов современной экономики, общеизвестно, но не все знают, насколько она влияет даже на нашу повседневную жизнь. До 40% (!) расходов домашних хозяйств так или иначе связано с логистикой. И порой эти траты чрезмерны. Каждый гражданин мог бы сэкономить немалые деньги, если бы в сфере логистики успешно развивалась конкуренция. Эти замечания прозвучали в Алматы на совместной презентации исследования Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) и представительства Европейского Союза «Потенциал сектора логистики и его связь с сегментом малого и среднего бизнеса в Казахстане».

Европейцы хотят изучить проблемы казахстанской логистики и предложить пути их решения, дабы, по словам руководителя отдела сотрудничества представительства ЕС в Казахстане Йоханнеса Стенбаек Мэдсена, «новый Шелковый путь заработал еще лучше».

В Алматы два раза в неделю прилетает самолет известной международной логистической фирмы, который доставляет из Европы различные товары и продукты. С такого большого расстояния! Это надо воспринимать как вызов нашим казахстанским компаниям: значит, есть какие-то технологии, ноу-хау, которых мы, видимо, не знаем. Где эта «фишка», то конкурентное преимущество, которое наши бизнесмены не видят? – задался вопросом эксперт ЕБРР Музафар Хакимов.

Представленное исследование появилось на фоне заметного роста объемов казахстанской внешней торговли: в прошлом году оборот увеличился на 20%. Заметно активизировался и транзит через территорию Казахстана. Грузооборот вырос во всех транспортных сегментах: в железнодорожном – на 20%, в трубопроводном – на 37%, в автомобильном – на 8%. Кроме того, в прошлом году Казахстану удалось улучшить свою позицию в индексе эффективности логистики (LPI) – показателю, по которому Всемирный банк оценивает степень легкости осуществления поставок товаров и состояние торговой логистики. Но ситуацию в этой сфере экономики сложно назвать очень позитивной.

1.jpg

Исследование в основном было посвящено сегменту автомобильных перевозок, в котором работает большинство логистических компаний малого и среднего бизнеса. Лишь некоторые участники рынка заявили, что их доходы снижаются, у большинства они либо растут, либо стабильны. Также у большинства увеличивается автопарк – только 14% респондентов говорят, что сократили количество машин. Исследование показало, что средний субъект логистического рынка – это фирма, работающая порядка 10 лет и располагающая 15 автомобилями, 35 работниками и более чем тремя складами общей площадью 1 715 квадратных метров. И тем не менее конкурентоспособность национального бизнеса вызывает вопросы. Достаточно сказать одно: на казахстанском рынке очень широко представлены иностранные логистические и транспортные компании, к услугам которых прибегают 43% клиентов отрасли.

Местные перевозки эффективны, а в международных есть проблемы. Правительство хочет улучшить ситуацию, но инфраструктура ухудшается, отслеживание грузов тоже является проблемой, как и компетенции и качество работы в секторе. Важный вопрос: проблемы связаны с данным сектором экономики, или таково общее состояние бизнес-климата в стране? Видимо все-таки это вопрос к сектору в целом, так как по такому показателю, как легкость ведения бизнеса, у Казахстана хороший результат, – заметил один из авторов исследования Максим Машляковский.

Ситуацию в логистическом секторе специалисты расценили как стабильную. Но почему нет развития при сегодняшних немалых возможностях? Самыми проблемными сферами были названы регуляторная и таможенная политика. А непосредственно в сфере дорожных перевозок – качество инфраструктуры. Все опрошенные участники рынка жалуются на плохие дороги, это эксперт расценил как ключевую проблему, на решении которой надо сконцентрироваться. Также авторы исследования постоянно сталкивались с замечаниями о длительных простоях на границе. В секторе морских перевозок была отмечена слабая инфраструктура, которая не сможет обеспечить растущие нужды бизнеса. Необходимо решать и проблему пунктуальности перевозчиков.

5.jpg Предприниматели жалуются на высокие пошлины, но к этому моменту надо относиться внимательно – все клиенты везде и всегда жалуются на это. А вот бюрократические процедуры и затянутые проверки при прохождении границ действительно препятствуют эффективным трансграничным перевозкам, – заметил Максим Машляковский.

Предприниматели отмечали, что поддержка отрасли со стороны правительства недостаточна. Они хотели бы, чтобы государство предоставляло больше различных программ помощи. Бизнесмены боятся конкурировать, отмечают эксперты. «Я не уверен, соответствует ли это принципам свободной рыночной экономики», – заметил один из предпринимателей.

Также при проведении исследования был задан вопрос, получили ли бизнесмены какие-либо ощутимые преимущества в результате создания Евразийского экономического союза. Судя по ответам, особых преимуществ нет, но предприниматели надеются на улучшение ситуации в будущем.

Зарубежных экспертов удивило то, что 28% опрошенных предоставляют лишь одну услугу и фокусируются на ней. Предприниматели не пытаются диверсифицировать бизнес, не выходят на новые рынки и не стремятся стать более конкурентоспособными. Только треть респондентов заявили, что постоянно ищут новых клиентов, и только половина инвестирует средства в маркетинговую деятельность.

Насколько в казахстанской логистике востребованы IT-технологии? Все пользуются ими в сфере бухгалтерского учета, но практически не применяют в системах по работе с клиентами. Лишь 17% участников рынка заявили, что имеют сертификат ISO. Респонденты замечали, что требуется он только для участия в тендерах, а в повседневной работе толку от этого нет.

Многие отмечали, что их сотрудникам часто не хватает компетенции, но при этом мало кто пользуется бесплатными обучающими программами и тренингами, предоставляемыми Союзом международных автомобильных перевозчиков Республики Казахстан (КазАТО), – членами организации оказались только 23% опрошенных. Специалисты оценили такую картину как проблему.

Сильные стороны казахстанской логистики – это прогресс в бизнес-среде. Логистические результаты у вас лучше, чем у других стран региона. Возможности у Казахстана большие, их обеспечивает растущий спрос на логистические услуги, особенно транзитные. Но есть и угрозы. В первую очередь это макроэкономическая турбулентность, что актуально для всех постсоветских стран, слабое развитие инфраструктуры и растущая конкуренция на рынке, – подытожил Максим Машляковский.

Эксперт ЕБРР Алма Касымова отметила и другие проблемы сектора. Это типичные для всех сфер бизнеса довольно дорогие кредиты и недостаток квалифицированных кадров. Кроме того, сектор нуждается в комплексной, структурной поддержке: в Казахстане даже нет актуальной базы по нему, а эксперты не знают числа игроков на рынке транспорта и логистики.

Стоит заметить, что похожие исследования в Казахстане проводились и раньше. И выводы исследователей были очень похожи на нынешние.

Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале