просмотров 1055

После пандемии все транспортные ограничения должны быть сняты как можно быстрее

Опубликовано: 28 Июля 2020 Автор: Ярослав РАЗУМОВ | Алматы
После пандемии все транспортные ограничения должны быть сняты как можно быстрее
iStock

Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана подготовила доклад о том, как будут развиваться грузовые перевозки в нашем регионе в условиях пандемии. А поскольку необходимость развивать транзитный потенциал нашей страны вписана во все казахстанские государственные программы стратегического развития, то и обращение ЭСКАТО к этой теме, и интерес к данному документу в Казахстане вполне логичны.

Авторы доклада пишут, что влияние пандемии на страны Азиатско-Тихоокеанского региона еще предстоит полностью изучить, но уже ясно: больше других его частей пострадает именно Центральная Азия.

Между тем от нашего региона очень многое зависит в продвижении грузопотоков между Европой и Южной и Восточной Азией. Но несмотря на прогресс, достигнутый в последние годы, мы по-прежнему страдаем от высокого уровня транспортных затрат и низкого уровня транспортного сообщения. Cубрегион, выгодно расположенный между Европой и Азией (о чем у нас не перестают говорить), недостаточно реализовал свой транзитный потенциал. Страны Центральной Азии остаются далеко позади региональных и мировых лидеров транспортного сообщения, а ведь могли бы эффективно интегрироваться в региональные и глобальные цепочки поставок! Вопиющий факт: 60% дорог в Кыргызстане, 54% в Казахстане и 48% в Таджикистане не имеют асфальтного или бетонного покрытия!

При этом нельзя сказать, что нам нечем похвалиться. Эксперты отмечают, что страны Центральной Азии и Россия добились большого прогресса в снижении торговых издержек. Казахстан активно работает над развитием внутренних и внешних транспортных коридоров, что привело к увеличению торговли с соседями. Хвалят нас и за планы начать регулярное паромное сообщение через Каспийское море, что позволит увеличить грузопоток в сторону Турции. Неплохо идет процесс внедрения цифровых процедур при оформлении международных торговых сделок: в Казахстане из 31 вида таких документов «в цифру» уже переведено 67%. Это меньше, чем у России с ее 80%, но больше, чем у Узбекистана (63%) и Кыргызстана (38%). То есть в Центральной Азии по этому показателю мы безусловные лидеры.

Но этого мало. В исследовании, например, приводится красноречивый факт: транзитные грузовые перевозки через Казахстан в 2018 году несколько превысили 17 млн тонн, что является лишь долей объемов перевозки по Транссибирской магистрали.

Какие отрасли экономики страны должны стать локомотивами импортозамещения?
читайте далее

Covid-19, конечно, сильно ухудшил ситуацию – дополнительные трансграничные проверки могут повысить и без того высокие затраты на транспортные операции, особенно в тех странах Центральной Азии, которые не имеют выхода к морю. С января по март этого года общий грузооборот в Казахстане снизился на 1,4%, а в Кыргызстане упал на 7,6% с января по апрель. Но, как выясняется, не все так мрачно.

В докладе отмечается, что из-за географического положения большая часть грузооборота в Казахстане приходится на железнодорожный транспорт – в 2018 году его доля составляла 61,9%. Еще 37,7% грузов перевозили автомобильным транспортом, а на воздушный и водный приходились оставшиеся сотые доли процента. Но пандемия, говорится в докладе, «создала новые возможности для железнодорожных перевозчиков». Отмена пассажирских поездов между странами и внутри них дала возможность повысить скорость грузовых составов: «Самые последние данные показывают, что железная дорога стала важным логистическим каналом для обеспечения бесперебойной торговли между Китаем и Европой…». По данным министерства торговли Китая, в первом квартале 2020 года число грузовых поездов между Китаем и Европой увеличилось на 15%, а перевезенных контейнеров – на 18%, отмечают эксперты. В докладе упоминается и высокая волатильность тарифов на грузоперевозки воздушным и морским транспортом – это тоже повышает конкурентоспособность железнодорожников. Таким образом пандемия создает для казахстанских транзитных амбиций не только проблемы, но и потенциальные возможности.

Когда пандемия закончится, транспортные ограничения нужно отменить как можно быстрее. Эксперты ЭСКАТО советуют активно использовать инновационные решения для упрощения трансграничных грузоперевозок. И вновь подчеркивается: именно железнодорожный транспорт может стать одним из самых важных и эффективных драйверов последующего устойчивого развития и роста, особенно для страны, не имеющей выхода к морю.

Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале