18+
  • USD 386
  • EUR 428
  • RUB 6.05
просмотров 808

«Производство электромобилей у нас – это утопия». Обречен ли Казахстан плестись в хвосте мировых трендов?

Опубликовано: 08 Октября 2019 Автор: Ярослав РАЗУМОВ | Алматы
«Производство электромобилей у нас – это утопия». Обречен ли Казахстан плестись в хвосте мировых трендов?
wordpress.com

В Казахстане, как и во всем мире, уделяют все больше внимания проблеме выбросов выхлопных газов. Изменить ситуацию позволит увеличение парка электромобилей. Почему этот процесс в Казахстане идет медленно и каковы его перспективы? Об этом «ЭК» рассказал председатель Независимого автомобильного союза Эдуард Эдоков.

– Активисты экологических движений постоянно поднимают вопрос необходимости стимулировать переход на электромобили. Однако на европейском рынке недавно было отмечено снижение их продаж. Может быть, это конъюнктурное явление, а может – тенденция?

AX__7429.jpg

– Не думаю, что тенденция. Возможно, снижаются темпы прироста автопарка, но в целом количество электромобилей по всему миру растет. В Норвегии уже до 30% всего национального автопарка составляют электромобили. Может быть, снижается динамика, потому что раньше покупка электромобилей очень хорошо субсидировалась – до пяти тысяч евро давали в некоторых европейских странах гражданам, решившим пересесть на «электричку». Сейчас от этого отходят, так как электромобили уже заняли свое место на рынке. И потом – оценивать общемировую динамику лучше по Китаю, а львиную долю новых электромобилей покупают именно там.

Продажи электромобилей в мире в июле упали впервые в истории
читайте далее

Все это естественный ход технического прогресса. В разных странах будут все активнее принимать программы, запрещающие движение автомобилей на дизеле и на бензине сначала в центре города, а потом и за его пределами. Тем более что со времени выхода на рынок электромобилей этот вид транспорта стал реально технологичной и классной машиной. И все крупные производители включились в гонку за свое место на этом огромном рынке. Параллельно растет инфраструктура, в Европе уже создана сеть зарядных станций, весь Старый Свет можно без проблем объехать на электромобиле.

– Неожиданностью стала недавняя статистика продаж электромобилей в России – она показала не гигантский, но рост. Хотя экономика соседей переживает не лучшие времена. Это случайность или некая закономерность? Можно ли ожидать, что и в Казахстане появится этот тренд?

– И в Казахстане, и в России электромобилей крайне мало. В России в начале этого года их было зафиксировано менее четырех тысяч, у нас в 2018-м – около 250 единиц. Капля в море, учитывая, что всего в Казахстане сегодня около четырех миллионов автомобилей. Самое главное, это не массовый тренд: у нас покупают в основном люксовые, дорогие электромобили по 50–100 тысяч долларов. Если во многих странах главная мотивация покупки электромобиля – это забота об экологии, то у нас – это статус, престиж, как iPhone последней модели.

2.jpg

– Давайте затронем экологический аспект в широком смысле. Факт: большая часть электроэнергии, которой «заправляют» электромобили, по-прежнему извлекается из минерального топлива. С неизбежными выбросами в атмосферу.

– Это справедливое замечание. Но есть исследования, которые показывают, что совокупные выбросы в атмосферу при использовании электромобилей все же ощутимо ниже, чем от традиционных машин. А еще важно, что электростанции расположены, как правило, на окраинах городов. Или вообще за их пределами. И выбросы от их работы непосредственно крупные населенные массивы не накрывают. А автомобили дизельные и бензиновые коптят прямо под носом у людей. Понятно, что оба варианта каким-то образом загрязняют окружающую среду, но электрические авто все же более экологичны.

Спрос на электромобили в Казахстане сократился в 3,5 раза
читайте далее

– Где-то посередине между электромобилями и машинами с двигателем внутреннего сгорания стоит гибрид. Может быть, в условиях Казахстана будущее за ним?

– Сейчас это прогнозировать сложно. Чем, кроме экологических аспектов, хорош электромобиль? При отсутствии двигателя внутреннего сгорания он не требует многих механизмов. Там нет масла, поршней… Система охлаждения, компьютерная начинка, автопилот – вот почти и все. Меньше деталей – меньше поломок. Гибрид с инженерной точки зрения – это серьезное усложнение конструкции, там и электрическая система, и двигатель внутреннего сгорания. А значит, она потенциально более ломкая. Но с точки зрения повседневных реалий в Казахстане пока нет инфраструктуры для электромобилей, и поэтому гибрид более практичен. Я вот поглядываю на гибридный автомобиль одной известной фирмы – надежный, неприхотливый, хорошо спроектирован. В обозримом будущем, не через пять лет, конечно, но лет через 10–20, электромобили будут доминировать.

– Что ждет казахстанский автомобильный рынок в ближайшие годы? Может ли что-то сделать государство, чтобы ускорить рост парка электромобилей? Может быть, стимулировать наших автопроизводителей выпускать и такую продукцию?

– Производство электромобилей у нас – это утопия. Рынок мал, производственных традиций нет. И главное – незачем изобретать велосипед. Как способствовать увеличению количества элктромобилей? Просто говорить гражданам, что надо пересаживаться на более экологичный транспорт, бессмысленно, не сработает. Надо вкладываться в развитие инфраструктуры. Конечно, в первую очередь в заправки. Можно услышать в ответ: раз мало электромобилей, то зачем строить заправки? Тогда получается замкнутый круг. Но искать из него выход необходимо – мы же не можем оставаться в хвосте мировых трендов и не можем бесконечно игнорировать экологические проблемы.

– Но что можно сделать? И кто будет за это платить?

– Главный вопрос! Возможно, нужно искать решение этой задачи через механизм государственно-частного партнерства. Например, частный бизнес построит электрозаправки и потом получит некие льготные тарифы на электроэнергию. Другой путь расширять парк электромобилей – обнулить все возможные пошлины на их ввоз. Сейчас таможенные пошлины, утилизационный сбор, первичная регистрация заметно увеличивают цену автомобиля. Между тем европейские цены на «электрички» ненамного больше, чем на традиционные машины, это у нас их накручивают. И можно пойти по опыту Европы: предусмотреть какие-то субсидии при покупке электромобиля. Так или иначе, мы с определенным запозданием по сравнению с богатыми странами, но будем двигаться в сторону роста числа электромобилей. Думаю, ощутимым их количество на казахстанских дорогах будет не через три или пять лет. Хорошо, если через 10. Если только раньше Китай не завалит нас своими дешевыми электромобилями.

Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале