В ходе пандемии выросла скорость замены людей роботами и ИИ

Опубликовано: 11 Августа 2020 Автор: Подготовил Марат УСМАНОВ | Нур-Султан
просмотров 885

Миллионы американцев потеряли работу во время пандемии, и в это время роботы и искусственный интеллект встают на их замену быстрее, чем когда-либо, пишет журнал Time.

23 года кряду Ларри Коллинз работал сборщиком платы за проезд в будке на мосту Каркинез в заливе Сан-Франциско. За эти годы стоимость проезда выросла с пары до шести долларов, но основные принципы работы оставались прежними: Коллинз отвечал на вопросы, указывал направление и приветствовал проезжающих.

Иногда вы первый человек, которого люди встречают утром, – говорит Коллинз, – И такой человеческий контакт может перерастать в множество бесед. Larry Collins.jpg

Но однажды, точнее – в середине марта, когда число подтвержденных случаев коронавируса резко возросло, смотрителю позвонил руководитель и сказал, что завтра на работу выходить не нужно. Пункты сбора платы за проезд были закрыты, чтобы защитить здоровье водителей и сборщиков оплаты.

На этом дело не кончилось: в дальнейшем водители будут оплачивать проезд по мосту автоматически – с помощью устанавливаемых на лобовых стеклах автомобилей электронных устройств системы FasTrak, или же будут получать счета, выставляемые по данным номерных знаков. Таким образом работа Коллинза перешла в руки электроники, так же, как и рабочие места еще 185 сборщиков дорожной платы на мостах Северной Калифорнии – всех их заменили роботы.

прялка Дженни.jpg

Машины столетиями висят дамокловым мечом над работниками устаревающих профессий. «Прялка Дженни» (механическая прядильная машина, сконструированная Джеймсом Харгривсом в 1765 году) заменила людей-ткачей, кнопки – операторов лифтов, а Интернет вытеснил туристические агентства из бизнеса.

В одном из анализов данных, собранных с 1990 по 2007 годы, говорилось, что в тот период из-за автоматизации на заводах в США ушли в прошлое около 400 тысяч рабочих мест. Но сейчас, в соответствии со стремительным развитием технологий, интерес бизнеса к замене людей на машины все более усиливается. Что особенно жестко проявляется в пандемию – робота или ИИ нельзя заразить коронавирусом. Кроме того, ему не нужно рабочее место, автостоянка, кофейный автомат и прочие мелкие, но затратные для работодателя радости обычного наемного работника.

0011.jpg

На пике пандемии Соединенные Штаты потеряли около 40 млн рабочих мест, и хотя постепенно и местами все возвращается на круги своя, определенный сегмент утерян для человека навсегда за счет замены их роботами, ИИ и разными электронными устройствами. По оценкам одной из групп экономистов, речь может идти о 42% безвозвратно утерянных рабочих мест от общего числа.

Этот тренд может ускориться в ближайшие месяцы, поскольку компании переходят от режима выживания к разработке моделей постоянной работы в условиях затянувшейся пандемии. Согласно недавнему докладу экономистов Массачусетского технологического института и Бостонского университета, к 2025 году роботы смогут заменить до 2 млн рабочих на производстве.

будки для взимания платы за проезд по мостам в Сан-Франциско1.jpg Эта пандемия создала очень сильный стимул для автоматизации работ, которые выполняют люди, – говорит научный сотрудник по экономике Баллиол-колледжа Оксфордского университета Дэниел Зюскинд. – Машины не болеют, им не нужно изолироваться, чтобы защитить коллег, им не нужно брать отпуска.

Как и в случае с пандемией, новая волна автоматизации будет тяжелее в секторе низкооплачиваемого, не требующего квалификации труда, а также для представителей цветных категорий населения США, таких как чернокожий Ларри Коллинз.

Согласно данным консалтинговой компании McKinsey, особенно высоки риски потери работы для чернокожих и латиноамериканцев, занятых в 15 категориях труда, куда автоматизация может прийти в любой момент: всяческого рода кассиры и контролеры, работники общественного питания, служащие сервисов поддержки клиентов... По еще допандемическим расчетам было видно, что приход роботов в эти отрасли может привести к увольнению 132 тысяч чернокожих к 2030 году.

Журнал констатирует, что внедрение роботов взамен людей в пандемических условиях свершается очень оперативно. Электронные штуковины внезапно начали мыть полы в аэропортах и ​​измерять температуру людей. Больницы и университеты «наняли» роботов «Салли», которые умеют готовить салаты, и заменили железяками живых работников столовых и кафе. 

Стадионы, риелторские и строительные компании прикупили себе роботов-охранников от Knightscope, способных патрулировать безлюдные, пустующие территории.

Многие компании закрыли свои центры обработки вызовов, в которых раньше работали живые агенты по обслуживанию клиентов. Теперь вместо них чат-боты, созданные технологической компанией LivePerson, или же их аналоги на базе искусственного интеллекта от Watson Assistant.

Я действительно думаю, что это новая реальность – пандемия ускорила то, что должно было случиться в любом случае, – заявляет Роб Томас, старший вице-президент по облачным вычислениям и платформам данных в IBM, которая сейчас развертывает платформу чат-бота на ИИ Watson Assistant. – С марта по июнь около 100 новых клиентов начали использовать нашу программу. 9999.jpg

Теоретически автоматизация и искусственный интеллект должны освободить людей от опасных или рутинных задач, чтобы те могли переключиться на выполнение более интеллектуальных заданий. В прошлом так и было: технологии внедрялись пошагово, давая людям время для перестройки, поиска новой работы или переобучения.

Но в и без того стремительное наступление роботов на рынок труда вмешался COVID-19, и теперь эта тенденция напоминает лавину. Переучиваться некогда. Денег на жизнь между старой и новой работой у многих уволенных может просто не хватить. Убытки от закрытий предприятий и карантинов заставили бизнес приспосабливаться и сокращать издержки – и одна из статей расходов – ненужные теперь люди.

555.jpg

Власти США на предыдущие технологические революции реагировали изменением концепции образования. Когда первичная автоматизация труда коренным образом изменила правила игры на фермах в конце 1800-х и начале 1900-х годов, штаты расширили доступ к государственным школам. Доступность колледжей сильно расширилась после Второй мировой войны, с принятием закона о военнослужащих, согласно которому в период с 1944 по 1956 годы в учебные заведения были отправлены 7,8 млн ветеранов.

Но с тех пор системные инвестиции США в образование не особо развивались, и работники сами должны оплачивать свое переобучение. Система образования страны ориентирована на подрастающих граждан и молодых, но никак не на переподготовку взрослых. Кроме того, сегодня Америка тратит 0,1% ВВП на помощь работникам при смене места работы, что составляет менее половины того, что предусматривалось в подобных ситуациях 30 лет назад.

444.jpg Настоящая проблема автоматизации заключается не столько в «робокалипсисе», – поясняет старший научный сотрудник Брукингского института (Вашингтон) Марк Муро. – Это закономерный процесс. Просто людям необходимо пройти переподготовку, но они действительно не могут получить ее доступным, эффективным способом.

Таким образом, это означает, что десятки тысяч американцев, потерявших работу во время пандемии, могут оставаться без нее в течение многих лет или, в случае Коллинза, навсегда. У него есть доступ к системе финансирования переподготовки через свой профсоюзный контракт, однако ему 63 года и Коллинз решил досрочно выйти на пенсию:

Я слишком стар, чтобы думать о другой работе, И я просто хочу вернуться к тому, что делал. 333.jpg

Сегодня экономике США не хватает 30 млн рабочих мест по сравнению с тем, что было до пандемии. И не каждый потерявший работу человек сможет получить доступ к программам переобучения, но даже если выход найдется – не каждый захочет или сможет обучаться новомодным специальностям. 

Кроме того, многие старые виды работ вскоре станут достоянием истории – нас все чаще и все шире заменяют умные машины, и проблема «лишних», неустроенных людей вскоре будет волновать не только власти США, но и других стран мира.

7777.jpg
Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале