Изобретена реальная технология создания «Человека-муравья»

Опубликовано: 19 Декабря 2018 Автор: Подготовил Андрей ДУДНИК | Астана
Изобретена реальная технология создания «Человека-муравья»
Кадр из фильма «Человек муравей и Оса»

Неоднократно обкатанная кинематографистами фантастическая тема уменьшения объектов до микроскопических размеров, как в фильмах «Дорогая, я уменьшил детей», «Необыкновенные приключения Карика и Вали» или «Человек-муравей», наконец-то стала реальностью. Согласно сообщению исследовательской группы Массачусетского технологического института (MIT), ею изобретен способ уменьшения объектов до наноразмеров, то есть даже меньше, чем можно было бы разглядеть в обычный микроскоп.

Как пишет портал телесети CNN, теперь ученые могут взять практически любую структуру и уменьшить ее до одной тысячной первоначального размера, и, что критически важно, все это возможно даже при помощи стандартного оборудования хорошо оснащенной современной лаборатории.

Разработанная в MIT технология миниатюризации названа имплозивной фабрикацией (implosion fabrication) и может быть применена к любым объектам и в любых отраслях человеческой деятельности: от создания объективов для микроскопов или мобильных телефонов до уменьшения роботов.

2.jpg «Люди годами пытались изобрести лучшее оборудование для изготовления наноматериалов, – заявляет ведущий исследователь проекта профессор нейротехнологий Эдвард Бойден. – Теперь вы можете делать при помощи этого все что угодно».

До реального воплощения идеи миниатюризации живых организмов пока не дошло, однако у изобретения действительно безбрежные перспективы. Например, ученые рассматривают возможность добавления крошечных роботизированных компонентов к лекарствам против рака, которые будут запрограммированы на поиск и уничтожение только лишь онкологических клеток. Кроме того, по словам представителей MIT, о микрочипах можно забыть, ибо теперь появилась возможность создания еще более миниатюрной электроники на основе наночипов.

И, что самое важное, для применения передовой технологии от MIT необходимы только обычный лабораторный лазер, а также абсорбирующий гель (обычно используемый в детских подгузниках) – это материалы, которые уже есть в большинстве биологических и технических лабораторий всего цивилизованного мира.

В упрощенном объяснении технология работает следующим образом: используя лазер, исследователи создают структуру с помощью абсорбирующего геля – это сродни письму с помощью ручки в 3D-проекции. Затем они могут прикрепить к вновь созданной структуре любой материал: металл, ДНК или крошечные частицы «квантовой точки». Затем они сокращают структуру до минимального размера.

«Это немного похоже на киносъемку, – поясняет участник исследования аспирант Даниэль Оран. – Скрытое изображение формируется путем экспонирования чувствительного материала в гель на свету. Затем вы можете превратить это скрытое изображение в реальное, прикрепив на него другой материал».

Прорывной проект ученых основывался на изобретении профессора Бойдена, который разработал технологию увеличения изображений мозговой ткани путем введения исследуемого материала в гель и последующего увеличения. Этот процесс, названный расширительной микроскопией, позволяет увидеть скрытые даже от микроскопа детали.

Ученые взяли этот метод за основу и обернули процесс вспять – в сторону уменьшения, научишись создавать наноразмерные объекты. Исследователи заявляют, что созданная ими технология может получить широчайшее распространение благодаря доступности инструментария, однако даже сами разработчики пока еще с трудом представляют себе все последствия открытия.

«Сейчас довольно сложно представить все, что мы можем сделать с этим», – признался журналистам участник исследования магистр Самуэль Родрикес.