просмотров 1242

К 2020 году 90% госуслуг будет предоставляться в электронном формате

Опубликовано: 24 Июня 2019 Автор: Ярослав РАЗУМОВ | Алматы
К 2020 году 90% госуслуг будет предоставляться в электронном формате
pixabay.com

В своей инаугурационной речи президент Касым-Жомарт Токаев однозначно дал понять, что программа «Цифровой Казахстан» должна быть реализована. На каком уровне сегодня находится сфера развития государственных услуг в стране, «ЭК» рассказала председатель правления госкорпорации «Правительство для граждан» Асемгуль Балташева.

– Глава государства в своей речи отметил, что развитие страны, включая политический прогресс, напрямую связано с цифровизацией. Можно ли говорить о том, что в ближайшем будущем большинство услуг будет предоставляться онлайн?

– В настоящее время в Казахстане проводится колоссальная работа по упрощению и автоматизации государственных услуг. Это прежде всего переход от принципа «одного окна», как это было раньше, к принципу «одного заявления», как это происходит сейчас. То есть мы уже не довольствуемся тем, что наши граждане могут получать все услуги в одном здании, мы хотим, чтобы они получали их, написав только одно заявление, придя один раз в ЦОН либо вовсе не приходя в ЦОН, а оформив только одну заявку на портале электронного правительства. Сегодня «Правительство для граждан» является единым провайдером госуслуг и оказывает 635 госуслуг из 742 имеющихся в реестре. Это более 85%. При этом полностью в электронный формат переведено 532 госуслуги – это более 71% от общего количества госуслуг. По поручению первого президента к концу 2019 года их доля будет доведена до 80%, а к концу 2020 – до 90%. Так что цифровое будущее не так далеко, как нам когда-то казалось. Те граждане, которые, преодолев все условности, начали пользоваться новшествами, уже могут по праву назвать себя цифровыми казахстанцами.

Балташева.jpg

– Давайте сравним уровень развития госуслуг в Казахстане с другими странами. Есть ли какой-то показатель, по которому можно измерить уровень развития электронного правительства в стране?

– Уровень развития электронных государственных сервисов – важный показатель для государства. Каждые два года департамент ООН по экономическим и социальным вопросам подводит итоги по уровню развития электронного правительства разных стран. Согласно обзору этого департамента в 2018 году Казахстан занял 39-е место в рейтинге среди 193 стран. В подгруппе топ-10 стран Азии Казахстан по развитию электронного правительства оказался на восьмом месте, опередив Кувейт и Малайзию. Это результат долгой кропотливой работы. Ежегодно к нам приезжают коллеги из разных стран для изучения нашего опыта развития электронного правительства и ЦОНов.

– Ваш проект по оказанию государственных услуг молодым родителям проактивным способом вызвал много положительных оценок у населения. Планируется ли еще запуск подобных проектов?   

– За полтора года существования проактивных услуг свидетельства о рождении проактивным способом получили более 70 тысяч детей, 13 тысяч заявлений на пособия также подали с помощью SMS, а в детские сады проактивно оформили 22 тысячи детей. Естественно, успех этого проекта подтолкнул нас развивать проактивные услуги дальше. Сейчас запущен еще один проект по проактивному оказанию госуслуг в Акмолинской, Западно-Казахстанской, Карагандинской, Костанайской, Павлодарской областях, Алматы и Нур-Султане. Он предназначен для лиц с ограниченными возможностями, чтобы эти люди могли заниматься своим здоровьем, а не беготней по инстанциям. Теперь вместо очереди на медико-социальную экспертизу гражданин просто проходит все необходимые анализы и процедуры в медицинском учреждении, а уже сама больница подает документы на рассмотрение комиссии без идентификации заявителя, предоставляя только его медицинские данные. Тем самым исключаются коррупционные риски, и мы экономим время граждан. После рассмотрения комиссии заявителю сообщают результат.

– В каждой сфере есть своя, грубо говоря, мода. Сейчас в моде удобство: мода совершать покупки в интернет-магазинах, расплачиваться карточками и даже покупать продукты в режиме онлайн. Какие модные тренды можно выделить в сфере госуслуг?

– Тренд на удобство и экономию времени сейчас везде. Если раньше для казахстанцев было проблемой освоить портал egov.kz, и они предпочитали ходить в ЦОН, то сейчас наши граждане получают услуги не только самостоятельно через портал, но и успешно осваивают мобильное приложение mgov и телеграм-бот EgovKzBot. Цифровизация прочно вошла в нашу жизнь. Только за пять месяцев этого года мы выдали более 3 млн ЭЦП и зарегистрировали в базе мобильных граждан более миллиона человек.

– Расскажите подробнее о телеграм-боте. Сколько уже пользователей и вообще насколько казахстанцы готовы к нему?

– Телеграм-бот – это робот, который выдает услуги мгновенно. Это очень удобно и самое главное – быстро. Буквально за две минуты услуга будет уже у вас на почте. На сегодняшний день через телеграм-бот доступно 25 видов самых популярных услуг и сервисов. Благодаря разъяснительной работе наших сотрудников нам уже удалось зарегистрировать более 380 тысяч пользователей в телеграм-боте EgovKzBot. С помощью известного мессенджера они получили более 600 тысяч госуслуг. Надеюсь, люди оценят этот сервис и будут стараться получать справки через Телеграм.

– Как цифровизация в целом влияет на упрощение бизнес-процессов?

– Цифровизация упростила многое в жизни казахстанцев. Чтобы получить справки из психо-, нарко- или противотуберкулезного диспансера, больше не нужно ехать в эти медорганизации – их можно получить в один клик с помощью телеграм-бота. Уже через минуту они будут у вас на почте. То же самое касается штрафов. Сейчас проверить себя по реестру должников и запретов на выезд можно также с помощью телеграм-бота. То есть мы видим, насколько проще стало получать услуги.

– Как будут развиваться электронные государственные услуги в ближайшем будущем?

– Я думаю, что развитие электронного правительства – это важный аспект развития государства в целом. Если при создании госкорпорации мы перенимали опыт у Канады и Австралии, то сейчас видим, что не все их подходы применимы у нас. У Казахстана свой абсолютно новый путь развития государственных услуг и электронных сервисов. Главной же своей миссией мы видим обучение граждан цифровым навыкам, так как от всех этих новшеств нет пользы, если они не стали стилем жизни простых людей.

Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале