• USD 376.2
  • EUR 426.5
просмотров 527

Помогут ли кружки робототехники казахстанским детям не остаться за бортом промышленной революции?

Опубликовано: 04 Марта 2019 Автор: Ярослав РАЗУМОВ | Алматы
Помогут ли кружки робототехники казахстанским детям не остаться за бортом промышленной революции?
академиум.рф

Робототехника сегодня в моде: о ней много говорят в образовательной среде, а родители спешат записать детей в кружки, где юные инженеры мастерят машины и приборы. Однако сегодня нет ни критериев для определения качества обучения детей новой дисциплине, ни представления о том, где потом эти знания можно будет применить. Есть, по факту, небольшое число специалистов, развивающих эту сферу в Казахстане. Один из них, Александр Лесков, обучает детей робототехнике в Таразе. Он рассказал «ЭК» о своей работе.

– Александр, зачем вообще учить детей робототехнике?

– Чтобы уверенно себя чувствовать в условиях происходящей в мировом масштабе Индустрии 4.0. Готовиться к процессам, которые полностью изменят мир вокруг – к тому же Интернету вещей, цифровизации. Все это масштабно затронет не только одного человека или какой-то отдельный микросоциум. Это повлияет на большие общности людей и целые государства. Не случайно президент Казахстана поднял эту тему еще в послании «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность». Изменения будут такими масштабными, что вникать в них придется всем, и лучше это делать заранее.

– Но ведь не все могут быть специалистами по робототехнике.

– Конечно, как и в любой другой сфере обучаемость робототехнике зависит от способностей, таланта конкретного ребенка. А как узнать, есть ли у него способности? Ведь сегодня в учебном пространстве эта тематика не представлена. Чтобы понять, есть ли у ребенка склонность к робототехнике, нужно уже сейчас вести его на тестирование в кружок.

Буквально все сферы сегодня подергаются цифровизации и роботизации. Уже в обозримом будущем вся окружающая нас техника будет работать на электронном управлении, на микроконтроллерах. Наличие элементарных знаний и навыков в этой области будет экономить человеку деньги.

– Складывается впечатление, что с этим в Казахстане все в порядке: кружков робототехники немало, они популярны…

– К сожалению, это поверхностное впечатление. Приходится признать, что сегодняв немалой степени это мода. Модно записывать детей в кружки робототехники. Конечно, такое случается со всеми мощными образовательными трендами. Это отчасти и такой семейный пиар: «А вот мой ребенок занимается робототехникой!». Мода пройдет, робототехника останется, станет отдельным направлением в образовании, это неизбежно. Слишком активно это направление прописывается вокруг нас – в экономике, в быту. То же самое происходило в свое время с радиоделом. Но! Необходимо, чтобы для развития свободного от пиара и моды интереса к робототехнике были созданы все условия.

– Задача развития новых знаний и навыков в стране осознана, обозначена. Что теперь?

– Да, необходимость обучения робототехнике продекларирована. Но это не решило системных проблем. Людей, которые могли бы качественно учить, крайне мало. Есть проблема коммерциализации: на рынке много дилетантов, которые прошли курсы и сразу пошли учить, ведь нет никакой профессиональной сертификации! Такие люди не то что не могут научить или объяснить, но и не способны привить интерес к робототехнике. Молодежь, которая учится на таких курсах, не понимает для чего эти навыки нужны.

Сама система образования не готова к обучению ребят. Приведу пример. В рамках модного тренда в одном городе при центре технического творчества открыли курсы робототехники, но что делать дальше? Обратились к специалистам, те привезли из Москвы специальную литературу по разработке проектов, сборке конструкторов. Работники центра подержали книги у себя, а потом стали задавать специалистам самые элементарные вопросы… То есть «учителя» не хотят сами пробовать что-то сделать!

2.jpg

– Как вообще обстоит дело с подготовкой преподавателей этой дисциплины?

– Не очень. Мне приходилось видеть, как дети в возрасте 12 лет давали фору студентам институтов и колледжей. Можно сказать, что из 10 студентов двум это интересно, а до диплома дойдет один. База знаний у преподавателей очень низкая, нет мотивации прививать интерес к робототехнике как к будущей профессии, объяснять ее пользу. Без этого ждать сколько-нибудь широкого эффекта от обучения в вузах и колледжах не приходится. Я, естественно, не абсолютизирую, но опираюсь на немалый опыт.

– А как должен быть организован прием в правильно работающие кружки робототехники?

– Нельзя принимать в них всех подряд, как это сейчас зачастую делается. Родители не должны вести туда ребенка просто ради того, чтобы ходил. Мы в наш кружок берем ребят в возрасте от девяти до 18 лет. Обязательно проводим тестирование, чтобы понять, есть ли у ребенка интерес и способности. В первую очередь ребенок проходит тест на владение английским – он должен уметь читать хотя бы на начальном уровне. Должен знать компьютерную клавиатуру, шрифты. Скорость набора текста на этом этапе не требуется. Необходимо, чтобы ребенок понимал, что он делает, потому что дети уже вскоре после начала занятий пишут программы.

– Кроме английского и начального знания компьютера что еще нужно знать ребенку?

– Основные элементы робототехники – это электротехника, математика, логика, физика, геометрия, мелкая моторика, информатика, творческое мышление, интеллектуальный спорт. А в старших классах еще и химия – в робототехнике используются светодиоды, которые, как известно, представляют собой кристаллы кремния, на которые подается напряжение.

– При таких немалых требованиях насколько популярен ваш кружок? И откуда в основном идут к вам дети?

– С февраля 2017 года, когда мы открыли наш клуб, посещаемость выросла где-то наполовину. Дети приходят отовсюду: из обычных школ, из распиаренных гимназий и лицеев. И можно отметить, что учащиеся из обычных школ зачастую лучше подготовлены.

Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале