просмотров 594

Шеф, подбрось... кизяка

Опубликовано: 24 Января 2018 Автор: Алан ИСАЕВ | Астана
Шеф, подбрось... кизяка
Пенсионер Николай Наумчик

Дороговизна бензина заставляет изобретателей думать о возрождении автомобилей, работающих на... кизяке и угле. Ведь именно в Казахстане в 30-х годах прошлого века придумали и запустили в производство первый автодвигатель на твердом топливе.

До Великой Отечественной войны в Казахстане не было нефтепереработки, а вот репрессированных высококлассных специалистов хватало. Среди них были автор первого советского трактора профессор Николай Бриллинг, директор завода АМО Дмитрий Бондарев и разработчик грузовика ЗИС Борис Фиттерман. Именно они создали в Карлаге автомобиль, работающий на твердом топливе. Принцип действия двигателя был следующим: за кабиной грузовика устанавливалась печка, в которую можно было кидать уголь, дрова или кизяк. В процессе горения выделялся горючий газ – смесь метана и водорода. Он улавливался и подавался в карбюратор.

газ-415.jpg

В октябре 1940 года из села Долинское под Карагандой стартовал автопробег, в котором приняли участие грузовики, работающие на буром угле. Маршрут пролегал по бездорожью, периодически начинал валить снег, и машины увязали в грязи. Но через четыре дня колонна благополучно добралась до Алматы. Хорошо зарекомендовавшие себя грузовики эксплуатировались в Карлаге на протяжении нескольких десятилетий.

К слову, машину, изобретенную в Казахстане, недавно воссоздал украинский пенсионер Николай Наумчик. Бензин пожилому человеку не по карману. А потому он установил в своем «Мерседесе» двигатель, работающий на дровах. И пускай теперь его «железный конь» может выжать не более 60 километров в час, зато топливо бесплатное! В качестве горючего пенсионер использует обычную щепу, которую находит на улице.

Казахстан с его богатыми запасами угля не должен упускать возможность сэкономить на топливе. Пригодится это изобретение и владельцам животноводческих ферм, которым сегодня горючее влетает в копеечку. Используя дармовой кизяк, они смогут значительно сократить свои расходы.