Вода и вулканическое стекло помогут спасти миллионы людей от малярии

Опубликовано: 11 Июня 2020 Автор: Виктор САПОЖНИКОВ | Алматы
Вода и вулканическое стекло помогут спасти миллионы людей от малярии
pixabay.com

Измельченное вулканическое стекло, смешанное с обычной водой, может стать весьма действенным средством против нашествия малярийных комаров. Группа ученых из Великобритании и США разработала экологически чистое покрытие, которое эффективно уничтожает этих насекомых и препятствует их размножению. Благодаря новому средству, считают специалисты, можно будет спасти миллионы жизней. О разработке пишет sciencedaily.com.

Малярия ежегодно уносит от 400 до 500 тысяч жизней, а количество переболевших доходит до 300 миллионов. Более того, именно «болотная лихорадка» считается самым массовым убийцей людей за всю историю человечества. Чаще всего от этого заболевания страдают жители Африки и Юго-Восточной Азии.

Впрочем, опасность малярии угрожает и Казахстану. На территории страны есть множество водоемов, где размножаются комары, переносящие эту инфекцию. Еще 100-150 лет назад этот недуг ежегодно выкашивал десятки тысяч человек. В дореволюционном Казахстане малярия считалась одной из самых страшных болезней, летальность которой составляла 10-12%. В советские времена пришлось приложить колоссальные усилия, чтобы победить «болотную лихорадку», хотя эпидемиологам до сих пор приходится обрабатывать химикатами множество водоемов, чтобы уничтожить личинки малярийных комаров.

benin-2223164_1920.jpg

Впрочем, инфекция не хочет сдаваться. В 2014 году комаров Anopheles claviger, которые являются переносчиками «болотной лихорадки», обнаружили в пригороде Нур-Султана. Поэтому, приходится признать, что угроза малярии остается. Изменения климата расширяют ареал обитания малярийных комаров. Они постепенно продвигаются в более холодные широты и осваивают новые «локации».

В такой ситуации особенно актуальным становится создание новых средств против переносчиков малярии. Использующиеся сегодня инсектициды крайне токсичны и могут наносить вред здоровью людей. Кроме того, комары постепенно становятся все более устойчивыми к химическим препаратам.

Именно поэтому группа ученых из Великобритании и США разработали экологически чистое средство, состоящее из воды и вулканического стекла – перлита. Его частицы повреждают защитный покров насекомых, вызывая их смерть.

mosquito-4998145_1920.jpg

В ходе испытаний несколько домов были обработаны традиционным химическим инсектицидом и новым средством. Покрытие из вулканического стекла уничтожило до 80% севших на него комаров. И за шесть месяцев наблюдений его эффективность упала всего на 2-3%. Традиционный инсектицид смог ликвидировать лишь 40-45% насекомых, а через полгода его «результативность» упала в два раза.

Помимо высокой эффективности новое средство дешевле в производстве, а также абсолютно безвредное для людей и животных. Обычно вулканическое стекло используется в строительстве и в качестве садового удобрения. Теперь же этот материал будет спасать человеческие жизни. Ученые надеются, что уже скоро начнется массовый выпуск нового средства.