просмотров 431

Юристы прокомментировали новый законопроект о митингах

Опубликовано: 13 Февраля 2020 Автор: Ярослав РАЗУМОВ | Алматы
Юристы прокомментировали новый законопроект о митингах
© Sputnik

Представленный на днях проект закона о порядке организации и проведения мирных собраний прокомментировали известные казахстанские юристы.

Доктор юридических наук Эдуард Мухамеджанов напомнил, что с реформированием именно этой части законодательства были связаны главные ожидания при создании Национального совета общественного доверия. Но изначально, по мнению эксперта, был выбран неверный путь: лучше было совершенствовать существующий закон, а не создавать новый.

Новый законопроект содержит некоторые положения, которые не только не упрощают проведение митингов, а наоборот, усложняют. Или даже вовсе создают условия для отказа в их проведении, – отмечает Эдуард Мухамеджанов. – Например, вводятся и уведомительная, и разрешительная системы. В первом случае говорится, что на митинге должно быть до 250 человек. Но кто и как их посчитает? А если темой митинга будет острый вопрос, и к нему по ходу мероприятия присоединятся еще люди? Тогда по закону его могут приостановить. Или кто-то нарочно пришлет туда автобус с людьми – то же самое. Ведь если участников оказывается больше 250, то, получается, надо было использовать разрешение на проведение митинга, а не уведомление! А его нет – и постфактум митинг незаконный…
В мажилисе выступили за запрет использования смартфонов в школах
читайте далее

Кроме того, отмечает юрист, законопроектом не предусмотрена возможность привлечения представителей акиматов к ответственности за препятствование в проведении митингов. Поэтому должен быть разработан нормативно-правовой акт, который бы вносил изменения и дополнения в Административно-правовой кодекс. Чтобы ответственность лиц, которые организуют митинг, была бы адекватна ответственности чиновников, которые этому препятствуют по надуманным поводам.

Доктор юридических наук Роман Подопригора также отметил в законопроекте проблемы чрезмерной регламентации. То есть получается примерно так: право есть, но оно так зарегулировано, что воспользоваться им будет чрезвычайно непросто.

Я не увидел в тексте так называемого уведомительного порядка, о котором много говорилось. Согласование с госорганом – это уже не уведомительный порядок, – говорит эксперт. – Есть там положения, которые могут поставить крест на любом мероприятии. Например, отказ в проведении мирных собраний, если на заявляемое время запланировано проведение других официальных, культурных, зрелищных и прочих мероприятий или осуществляются строительно-ремонтные работы. Эдак в любое время можно начать концерт или ремонт, даже если в этом нет необходимости.

По мнению Подопригоры, присутствуют в предложенном тексте и очевидные юридические ляпы: например, организатором мероприятия не может быть юридическое лицо, не зарегистрированное в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. Но ведь это нонсенс – юридического лица, которое не имеет государственной регистрации, в принципе не может существовать!

Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале