Как продуктовые компании извращают науку о питании

Опубликовано: 30 Октября 2018 Автор: Подготовил Андрей ДУДНИК | Астана
Как продуктовые компании извращают науку о питании
pixabay.com
просмотров 1185

Вы правда считаете, что темный шоколад содержит антиоксиданты или авокадо является суперфруктом? Или, может быть, вы уверены, что гранатовый сок помогает справиться с эректильной дисфункцией, а миндаль сжигает жир? По мнению профессора Нью-Йоркского университета Марион Нестле (не путать с производителем продуктов), упомянутые примеры во многом просто маркетинговые мифы, которые придуманы и растиражированы продовольственными компаниями для обеспечения популярности своих товаров и повышения продаж.

Как сообщает портал New York Post, профессор Нестле провела аналитическое исследование на грани сфер общественного здравоохранения и продовольственного обеспечения и пришла к сенсационным и весьма тревожащим выводам, которые изложила в недавно вышедшей научно-популярной книге «Отталкивающая правда: как продуктовые компании извращают науку о том, что мы едим» (Unsavory Truth: How Food Companies Skew the Science of What We Eat).

Своеобразный антипод советского книжного бестселлера «О вкусной и здоровой пище» книга профессора приводит ряд примеров, как продовольственные компании манипулируют научными исследованиями и общественным мнением, создают мифы, которые затем с различной степенью успешности внедряют в умы людей.

По данным ученой, огромное количество исследований в области питания финансируется и зависит от пищевой промышленности, которая использует «науку» в качестве маркетингового инструмента, делает нездоровые продукты здоровыми, а просто полезные возвеличивает до уровня лекарственных средств зачастую вопреки здравому смыслу и нормам общественного здравоохранения.

marion-nestle.jpg «Всякий раз, когда я вижу исследование, предполагающее, что одна пища (например, свинина, овес, груша), или схема питания (с завтраком), либо продукт (говядина, диетические содовые, шоколад) улучшают здоровье, я смотрю, кто заплатил за это исследование, – пишет Нестле. – Если исследование, оплаченное промышленностью, претендует на выводы о чудесных выгодах от продуктов спонсора, сразу следует вывод – это реклама».

Профессор пишет, что одним из наиболее примечательных спонсоров исследований является Coca-Cola, которая вложила более 6 млн долларов в отчет под названием «Международное исследование детского ожирения, образа жизни и окружающей среды». В ходе проекта отслеживались 6 тысяч детей начиная с 2010 года – велся мониторинг их физической активности, сна, привычек просмотра телевидения, питания. Исследователи не искали корреляции между газировкой и ожирением, поэтому они их и не обнаружили. Вместо этого они выявили, что наиболее важными корреляциями ожирения являются недостаток сна, низкая физическая активность и частый просмотр телевизора.

3.jpg

«Coca-Cola не могла бы даже представить себе лучшего результата», – пишет Нестле.

Возможно, самый шокирующий факт, как пишет профессор, это поток финансирования исследований, результаты которых потом рассказывают о полезных качествах и преимуществах для здоровья некоторых продуктов, к примеру фруктов или орехов.

К примеру, компания POM Wonderful продавала свой гранатовый сок как чудо-эликсир, говоря, что существуют клинические исследования, показывающие, что напиток и добавки помогли снизить риск рака предстательной железы, лечили сердечные заболевания и эректильную дисфункцию, а также могут помочь «обмануть смерть».

В сентябре 2010 года Федеральная торговая комиссия США заявила, что исследования POM не соответствуют научным стандартам, и компания была вынуждена свернуть свою рекламу. Однако в POM не согласились с этим решением и обратились в суд, заявив, что запрет на их рекламу является ущемлением прав на свободу слова.

Некоторым псевдонаучным исследованиям, финансируемым промышленностью, удалось просочиться в массовое сознание и плотно закрепиться там. К примеру, все знают, что темный шоколад является антиоксидантом, однако мало кому известно, что к этому распространенному и популярному знанию отчасти приложила руку компания Mars Inc.

4.jpg

Еще в 1982 году компания основала в Бразилии исследовательский центр шоколада, изучающий флаванолы какао и их антиоксидантные, противовоспалительные и полезные для сердца свойства. Реальный факт в том, что в шоколаде присутствуют как полезные, так и вредные флаванолы, правда в небольших количествах, и для нанесения вреда здоровью следует съедать в день не менее 120 граммов шоколада при весе стандартной плитки в 100 граммов.

Как пишет Нестле, тем не менее компания не допустила, чтобы факт наличия плохих флаванолов в какао и какао-продуктах помешал продажам. Начался выпуск насыщенных флаванолами продуктов, а реклама утверждала, что «какао-флаванолы понижают кровяное давление и увеличивают функцию кровеносных сосудов». По мнению профессора, такие рекламные ходы помогли создать ауру здоровья вокруг всех продуктов из какао.

По словам Нестле, в отличие от фармацевтической промышленности в пищевой отрасли нет четких норм и правил раскрытия источников научной информации, когда дело касается исследований, и этот факт несет в себе риски для потребителей рекламы и разрекламированных продуктов.

Профессор заявляет, что простому потребителю практически невозможно отделить правду от вымысла, самостоятельно проверить адекватность рекламных объявлений. И что нам остается?

pic1-145ilzy.jpg

Нестле советует относиться скептически к любой продовольственной рекламе. Если вы видите слова типа «чудо» или «прорыв», то следует помнить, что академическая наука редко бывает настолько прорывной и яркой и работа ученых тянется медленно и неторопливо, без сенсаций. Будьте осторожны с любой шумихой, связанной с уникальным ингредиентом, суперсвойствами или прорывными способами питания.

«Ешьте большое количество относительно необработанных продуктов в разумных педелах, – пишет Нестле в последней главе своей скандальной книги. – На протяжении многих лет основные принципы здорового питания оставались исключительно неизменными».

Кстати, по данным Википедии, автор новой книги профессор Марион Нестле входит в список 7 самых влиятельных гурманов планеты.

Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале