Как выживают казахстанские инвалиды с психическими проблемами? Это огромная беда, которая, подобно айсбергу, на девять десятых скрыта из вида.
В Казахстане более 674 тысяч людей с ограниченными возможностями, из них 420 тысяч трудоспособного возраста. Инвалидность в связи с психическими заболеваниями имеют 85 тысяч человек, но казахстанцев, имеющих ментальные проблемы, как минимум в 3,5 раза больше – их просто невозможно корректно подсчитать, поскольку нарушения интеллекта маскируются другими проблемами со здоровьем. В интернатах закрытого типа содержатся около 10 тысяч больных, и очередь туда расписана на годы.
Республика Казахстан в 2015 году ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов, взяв на себя обязательства обеспечить права на независимое проживание, трудоустройство и полную инклюзию в общество людям с ментальными нарушениями. На практике это вылилось в принятие неисполняемых нормативных актов, носящих декларативный характер, и попытку мизерными пособиями заретушировать остроту ситуации.
По отношению к людям с ментальными нарушениями казахстанское законодательство черно-белое. Возможны лишь два крайних состояния – дееспособен и недееспособен. Беда в том, что многие находятся посредине – они ограниченно дееспособны. Однако категоричность закона загоняет людей в статус, из которого очень тяжело выбраться. Каждый год в судебном порядке недееспособными признаются тысячи людей. Но вот в обратную сторону пройти удается лишь единицам.
Гульнур Хакимжанова считает, что, по примеру европейских стран, опекун и организация, оказывающая спецуслуги, должны быть законодательно разделены. Пока этого не произошло, остается возможность для злоупотреблений. Опекун должен быть независимым, на него возлагается лишь одна обязанность – контроль. Деньги опекун забирать не должен.