просмотров 1191

Научно доказан ущерб детскому мозгу от телевидения, планшетов и смартфонов

Опубликовано: 12 Ноября 2019 Автор: Подготовил Андрей ДУДНИК | Нур-Султан
Научно доказан ущерб детскому мозгу от телевидения, планшетов и смартфонов
shutterstock

Согласно результатам перекрестного исследования здоровых детей в возрасте от трех до пяти лет, проводившегося американскими учеными с августа 2017 года по ноябрь 2018 года, обнаружена связь между чрезмерным использованием экранных устройств и снижением микроструктурной целостности трактов белого вещества мозга, которые отвечают за речь и зарождение навыков грамотности у детей дошкольного возраста. Как пишет CNN, в исследовании принимали участие 47 малышей, которых отобрали в детских больницах и общественных клиниках первичной помощи США.

Использование всяческих устройств с экранами маленькими детьми распространено и ширится, однако последствия такого воздействия на развитие мозга неизвестны, и ученые попытались сделать первый шаг в этом направлении.

Отобранные для исследования дети прошли когнитивное тестирование, а затем процедуру диффузионной визуализации (диффузионная МРТ), а их родители заполнили опросники. Выяснилось, что средний возраст начала использования экрана составляет 18 месяцев со дня рождения, а средний временной диапазон использования устройств был по 1,5 часа в день. У 28 детей (60%) имелись свои личные портативные устройства, а 19 (41%) имели доступ к телевизору или портативному устройству в своей спальне.

2.jpg

Ученые констатируют, что использование и время, проводимое у экранов младенцами, детьми ясельного возраста и дошкольниками резко возросло за последнее десятилетие.

Почему у стройных родителей толстые дети?
читайте далее
«Это важно, потому что мозг развивается наиболее быстро в первые пять лет, – указывает ведущий автор проекта, педиатр и клинический исследователь в детской больнице Цинциннати (штат Огайо, США) доктор Джон Хаттон. – Именно в эти годы мозг особенно пластичен и впитывает все, формируя свои прочные связи, которые сохраняются на всю жизнь».

Когнитивное тестирование показало, что чрезмерное время, проводимое у экранных устройств, включая просмотр телевизора, оказалось связано с уменьшением способности детей акцентировать внимание и ясно мыслить. Кроме того, выявлены поведенческие проблемы и возникновение вредных привычек в питании. Также были обнаружены связи с задержками развития речи, ухудшение сна и снижение взаимосвязи родителей и детей.

Участки белого вещества дезорганизованы.jpg «Дети, которые тратят больше времени на экраны, как правило, растут в семьях, где так принято, – говорит Хаттон. – У детей, которые сообщили, что проводят у экранов по пять часов в сутки могут быть родители, которые проводят там и по 10 часов. Соедините эти два факта, и получается, что у них почти не остается времени на взаимодействие друг с другом».

Диффузионное МРТ позволило ученым хорошо рассмотреть белое вещество мозга, отвечающее за организацию связи между различными частями серого вещества. Серое вещество, которое, по сути, и является мозгом, говорит организму, что делать, а белое – это волокна и пучки волокон, которые передают команды и образуют связи между клетками мозга и остальной нервной системой.

«Думайте о белом веществе как о кабелях (треках) вроде телефонных линий, которые соединяют различные части мозга, чтобы они могли общаться друг с другом», – поясняет Хаттон.

Недостаток развития этих «кабелей» может замедлить скорость обработки информации мозгом. По результатам МРТ учеными сделан вывод, что у проводящих долгое время у экранов детишек оказалось больше неорганизованного, недоразвитого белого вещества, причем по всему мозгу. Кроме того, участки белого вещества, отвечающие за исполнительные функции, были дезорганизованы и недоразвиты (соответствующие части мозга выделены синим цветом на изображении).

«Это треки, которые, как мы знаем, связаны с языком и грамотностью, – поясняет Хаттон. – И они относительно недоразвиты у детей, проводящих большое количество времени у экранов. Поэтому результаты визуализации вполне совпали с результатами поведенческого когнитивного тестирования». 4.jpg

По словам ученого, особенное беспокойство вызывает мобильность экранных устройств, которые легко можно носить с собой и держать рядом с кроватью, а также возраст, с которого детей начинают приобщать к экранам:

Как вылечить детскую зависимость от гаджетов?
читайте далее
«Около 90% используют экраны в возрасте одного года. Мы также имеем данные, что случается, что дети взаимодействуют с ними начиная с двух и трех месяцев».

Как считает Хаттон, первые годы жизни ребенка должны быть сосредоточены на человеческом общении, которое поощряет речь, социальное взаимодействие и игру с любящими родителями или попечителями для развития мышления, решения проблем и выработки других управленческих навыков.

«В науке о мозге есть замечательная аксиома: нейроны, которые срабатывают вместе, соединяются вместе, – добавил Хаттон. – Это означает, что чем больше вы практикуете что-либо, тем больше оно укрепляет и организует связи в вашем мозге».

Американская академия педиатрии (AAP), резюмирует портал, рекомендует ограничивать использование детьми средств массовой информации на экране гаджетов, ссылаясь на когнитивно-поведенческие риски.

Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале