Ученые пытаются научить тело человека излечиваться от рака правильным питанием

Опубликовано: 21 Мая 2019 Автор: Подготовил Андрей ДУДНИК | Нур-Султан
Ученые пытаются научить тело человека излечиваться от рака правильным питанием
depositphotos.com

Не существует единой «раковой диеты», как нет эффективного лекарства от рака, однако ученые всего мира бьются над решением этой проблемы. Как сообщает The Atlantic, одним из направлений научных исследований является питание клеток – рост опухолей требует энергии, и раковые клетки метаболизируют питательные вещества различными способами и из разных источников, как правило, пожирая здоровые клетки.

В попытках убить опухоль, не уничтожая нормально функционирующие клетки, химиотерапевтические препараты пытаются добраться именно до больных тканей – этот путь сложен, дорог, дает жесточайшие побочные и токсические эффекты, добавляет пациентам страданий и далеко не всегда эффективен.

Теперь врачи заинтересовались конкретными питательными веществами, которые кормят опухолевые клетки, и источниками их получения. Они пытаются выяснить, как то, что мы едим, влияет на рост опухолей, и существуют ли способы заставить «голодать» раковые клетки, не заставляя голодать человека.

«В течение долгого времени преобладала мысль, что измененный метаболизм в раковых клетках был результатом работы генов и мутаций, которые определяли этот метаболизм, – поясняет идею исследователь раковых заболеваний из Университета Дьюка Джейсон Локасейл. – Сейчас, как мы знаем, это сложное взаимодействие окружающей среды и генов, и одним из главных факторов является питание». 444.jpg

Важность питания признана при таких заболеваниях, как диабет и гипертония, и врачебные диагнозы, как правило, сопровождаются не только назначением лечебных препаратов, но и диетическими рекомендациями. К примеру, известно, что наиболее часто используемый препарат при диабете 2-го типа метформин в клинических испытаниях уступает по эффективности диете и физическим упражнениям. Клеточные биологи рассматривают расширение этой линии научных исследований и на онкологические заболевания как логический шаг, поскольку на клеточном уровне рак также является болезнью метаболического характера.

В прошлом году исследователь Колумбийского университета и автор книги «Император всех болезней» Сиддхартха Мукерджи и его коллеги обнаружили, что по крайней мере один конкретный препарат для химиотерапии можно сделать более эффективным, сочетая его с пищей с низким содержанием сахара и белков, и жирной «кетогенной» диетой. Исследователи предположили, что эффект был связан с уменьшением уровня инсулина, который поджелудочная железа высвобождает в кровь в ответ на прием пищи.

Примерно в то же время международная группа исследователей пришла к выводу, что «только некоторые раковые клетки очень чувствительны к изъятию глюкозы, и основной механизм этой избирательной чувствительности неясен». Другими словами, диета с низким содержанием сахара может помочь в борьбе лишь с некоторыми видами рака, но это, безусловно, нельзя объяснить простой формулой, что рак питается сахаром и что поэтому низкий уровень сахара останавливает рак.

Часть исследований была сосредоточена на диетическом белке и отдельных аминокислотах, которые составляют этот белок. Наибольший интерес антираковых диетологов вызвал метионин, который содержится в большом количестве в яйцах и красном мясе. В 2018 году научный обзор существующих данных исследователями Института рака Рутгерса признал ограничение метионина «многообещающей противоопухолевой стратегией».

Метионин вырабатывается в нормальных клетках – из гомоцистеина, фолата и витамина В12. Однако многим типам раковых клеток не хватает этого фермента, и они нуждаются в дополнительном источнике – в пище. Если отключить внешний источник, это может замедлить опухоль.

Уже в мае 2019 года ученые опубликовали результаты, показывающие, что ограничение метионина снижает рост опухолей у мышей и людей, что привело к появлению термина «метаболическая антираковая терапия». Поскольку термин «рак» объединяет множество различных заболеваний, пока не существует единой метаболической терапии, подходящей для каждого человека и каждой формы рака. То, что заставляет одну опухоль замедлиться, может ускорить другую.

Если книга или блог рекомендуют одну «раковую диету» или даже пищевую добавку, которая способна излечить вас от любого вида рака – это шарлатанство. Однако, как пишет портал, сосредоточение внимания научного сообщества на конкретных схемах питания под определенные типы раковых заболеваний, вероятно, станет частью многих исследований по излечению рака в ближайшие годы. Со временем пища может стать лекарством, инструментом метаболической противораковой терапии. Это еще одна из реалистичных, но долгосрочных перспектив, которая сулит полную победу над онкологическими заболеваниями в будущем.