просмотров 392

В Казахстане успешно проводится реабилитации детей с кохлеарными имплантами

Опубликовано: 05 Сентября 2018 Автор: Александр СКРЕЛИНГ | Астана
В Казахстане успешно проводится реабилитации детей с кохлеарными имплантами
Инна Королева (слева) проводит занятие с ребенком

В Казахстане проблема детской инвалидности является одной из самых актуальных. По официальным данным, в стране в общей сложности насчитывается более 65 тысяч детей-инвалидов. На 10 тысяч новорожденных детей – три-четыре ребенка с нарушениями слуха.

Сейчас правительство в рамках мер по ратификации Конвенции о правах инвалидов реализует План мероприятий по обеспечению прав и улучшению качества жизни детей-инвалидов. Программа кохлеарной имплантации (вживление во внутреннее ухо пациента уникального устройства – кохлеарного импланта) в Казахстане на государственном уровне реализуется с 2007 года. Ежегодно проводится около 200 имплантаций неслышащим детям и взрослым. На сегодняшний день число прооперированных по всей стране – более 2 000 человек. Но операция по кохлеарной имплантации – это серьезное вмешательство в организм человека. Поэтому для полноценного восстановления сил и функций организма необходимо проведение курса реабилитации.

В 2018 году в рамках государственного задания на Научно-практический центр развития социальной реабилитации Министерства труда и соцзащиты населения были возложены работы по проведению реабилитации 350 детей с кохлеарными имплантами.

Слухоречевая реабилитация – это процесс, помогающий человеку после операции по вживлению во внутреннее ухо слухового импланта эффективно адаптироваться к новым условиям, благодаря чему улучшается качество повседневной жизни пациента.

Специалисты НПЦ РСР с апреля по август 2018 года провели пять этапов круглосуточной реабилитации для детей с нарушениями слуха и после кохлеарной имплантации из всех регионов страны. Для эффективного коррекционного развития детей с нарушением слуха реабилитационные курсы проводились в санатории «Ак Булак» и отеле-санатории «Алтын Каргалы».

Наша главная цель – поддержка и помощь во всестороннем развитии ребенка с кохлеарным имплантом. В первую очередь это занятия по развитию речи у детей в сопровождении наших специалистов – сурдопедагогов, логопедов, дефектологов, – говорит заместитель генерального директора Научно-практического центра развития социальной реабилитации Салтанат Смайлова. – При поддержке Министерства труда и соцзащиты населения мы ежегодно рассматриваем возможность привлечения зарубежных специалистов. Ведь реабилитационные мероприятия для детей с нарушениями слуха и речи – это многоуровневый процесс, включающий в себя мероприятия по диагностике, восстановлению, коррекции и оздоровлению. Поэтому в программу круглосуточной слухоречевой реабилитации были включены мастер-классы, семинары, творческие мастерские от приглашенных специалистов из ближнего зарубежья. В этом плане опыт коллег из других стран приносит только положительные результаты. Если перейти к цифрам, то в этом году круглосуточную реабилитацию продолжительностью 15 дней прошли 150 детей в возрасте от года до 18 лет. Дневная реабилитация, которая проводится ежеквартально, рассчитана на 200 детей.

При проведении реабилитационных мероприятии важной задачей являлось изучение зарубежного опыта помощи детям с кохлеарными имплантами. В рамках сотрудничества центра с Санкт-Петербургским научно-исследовательским институтом уха, горла, носа и речи был организован приезд в Алматы профессора Российского государственного педагогического университета им. Герцена Инны Королевой.

Смысл проведения занятий по слуховой адаптации после имплантации в том, чтобы научить детей с кохлеарными имплантами слышать звуки окружающего мира так, как слышим мы с вами, – поясняет она. – У ребенка с врожденной глухотой умение понимать речь и говорить развивается в течение пяти-семи лет. Соответственно, таким детям требуется много занятий с сурдопедагогами и логопедами. Потому что мозг имеет критический, или сенситивный, период для развития речи. Если упустить момент в детском возрасте, в последующие годы реабилитация будет проходить сложнее.

Стимуляция развития слухового восприятия, активизация слухового внимания и памяти, расширение словарного запаса, формирование правильной речи – это далеко не полный спектр занятий, в которых педагоги Центра социальной реабилитации раскрывают природные способности своих маленьких пациентов.

По словам специалистов, проведение круглосуточной слухоречевой реабилитации в санаториях, расположенных в живописных местах, имеет ряд преимуществ.

Во-первых, в таких местах совмещается отдых для родителей ребенка, которые, конечно, устают со своими детьми, – говорит Инна Королева. – Второе преимущество – в рамках данного формата родители целый день могут посвятить себя ребенку, и день складывается из занятий и с сурдопедагогом, и с логопедом, и психологами. Что очень важно, здесь реализуется семейно-центрированный подход, то есть родители не только присутствуют на всех занятиях, но и участвуют в них. В итоге все члены семьи получают навыки помощи ребенку в развитии речи. Еще родители могут общаться между собой, обмениваться опытом в решении многих проблем. Неформальное общение родителей со специалистами по слухоречевой реабилитации тоже имеет большое значение. Я знаю, что у Центра социальной реабилитации есть филиалы во многих городах Казахстана, и приглашение специалистов из других городов для обучения именно в таком формате считаю правильным.

Для обучения детей с кохлеарной имплантацией требуются профессиональные учебно-методические материалы. К сожалению, на данный момент в нашей стране чувствуется нехватка учебных материалов на государственном языке для обучения таких детей. Чтобы как-то компенсировать этот пробел, педагоги Научно-практического центра развития социальной реабилитации перевели ряд учебных материалов и наглядных пособий на государственный язык. Особенно это важно для казахскоязычных семей. Специалисты НПЦ РСР постарались сделать курс круглосуточной реабилитации для детей с кохлеарными имплантами максимально комфортным.

Для каждого ребенка составляется и корректируется индивидуальная программа реабилитационных мероприятий, основанных на применении инновационных восстановительных комплексов и специальных упражнений, – рассказывает начальник организационно-научного отдела центра, куратор по круглосуточной реабилитации Анжела Саякова. – В эти дни наши специалисты проводят индивидуальные занятия с детьми по 30 минут. Обязательное условие – присутствие родителей на занятиях. Так мы наглядно демонстрируем родителям, как правильно заниматься с ребенком в домашних условиях. Дети получают полный спектр реабилитационных мероприятий, которые включают медицинскую, социально-бытовую и трудовую адаптацию.

При поддержке Министерства труда и социальной защиты населения и согласно закону о социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями центр бесплатно проводит круглосуточную слухоречевую реабилитацию уже третий год подряд.

Мы из Караганды, моему сыну четыре года, а операцию сделали, когда ему было полтора годика. В этом году мы проходим курсы реабилитации уже второй раз, – говорит Фариза Жубаева. – Круглосуточную психолого-педагогическую терапию впервые проходили в 2016 году. Несмотря на то что какие-то проблемы остаются, чувствуется прогресс: ребенок стал более уверенно произносить фразы, осваивать грамматику. Особенно нравится подход психолога в работе с ребенком. Хочу выразить благодарность Научно-практическому центру, который дает шанс на успешную слухоречевую реабилитацию тем, кто так в ней нуждается.