просмотров 92915

О "старых девах", Или еще раз...

Опубликовано: 17 Октября 2016 Автор: Зира НАУРЗБАЕВА | Астана
О "старых девах", Или еще раз...
Иллюстрации Евгения СИДОРКИНА

...о наших истинных традициях


Благодаря учебнику "Қазақ тілі" с сыном-пятиклассником перечитываю казахский фольклор. Так и хочется вслед Пушкину воскликнуть: "Что за прелесть эти сказки!" 

Когда читаешь великую литературу, каждый раз открываешь для себя что-то новое. Например, сказку "Ер-Тостик" читала раз двадцать, даже пару статей по ней написала в свое время. А теперь, как киносценарист, заметила такую вещь: наши рассказчики владели саспенсом, напряжение нагнетали не хуже, чем авторы голливудских триллеров. 
Например, главный герой выбрался из подземного мира и попал в плен к Шойынкулаку. С помощью своего коня выбрался и из зиндана, но теперь ему нужно убить Шойынкулака, освободить свою спутницу Кунке, поневоле ставшую женой врага. Ер-Тостик узнает, где противник спрятал свою душу, отправляется туда, добывает сундук, в котором девять птенцов - душа Шойынкулака. Ер-Тостик убивает восемь птенцов, но девятого оставляет в живых - хочет увидеть врага еще раз живым, чтобы побороться с ним. И вот Ер-Тостик и Шойынкулак схватились, но Шойынкулак с каждой минутой становится все сильнее, Ер-Тостик понимает, ему не победить врага, сохранившего всего лишь девятую часть своей жизненной силы. Он из последних сил умоляет Кунке взять из-за пазухи у него сундучок и убить девятого птенца. Кунке, преодолевая страх, подбирается к борющимся, берет сундучок, открывает его... А там пищат уже восемь птенцов. За время обратной дороги Ер-Тостика и схватки, птенец породил еще семерых...
Или финал. Кенжекей всю жизнь ждет жениха. Когда он уехал в опасное странствие, она многократно обернула талию шелковым платком и взяла с него клятву, что платок развяжется в день, когда Ер-Тостик вернется или умрет. С верблюдицы - клятву, что та принесет верблюжонка в тот же день (о мифологическом символизме этих клятв отдельный разговор, здесь мы отмечаем искусство рассказчика). И вот Кенжекей проснулась как-то, а верблюдицы нет у привязи, и платок ослабевает. Она бросается на поиски верблюдицы, плачет и причитает, вспоминая клятву и день разлуки с любимым, а платок все слабее, он начинает распускаться, конец его оборачивается вокруг ног, мешает идти. Она приближается к оврагу, вдали показался какой-то старик на хромой седой лошади. А в овраге рожает верблюдица, и платок распустился окончательно и падает к ногам. Кенжекей понимает: этот старик - вестник смерти Ер-Тостика, ей не дано в этом мире увидеть суженого... И вдруг старый хромой конь заржал, и она узнает это ржание, ведь это она растила скакуна для жениха... 
А следующая в учебнике сказка "Аяз би"... Там много пластов, писатель и исследователь Таласбек Асемкулов считал, что главная тема сказки - пресечение династии легитимных правителей.  Но в этот раз меня заинтересовала женская тема. Красивой и умной дочери бая Уали тридцать пять лет. Она уже двадцать лет выбирает себе жениха, испытывая ум и честность претендентов. И никто ничего по поводу того, что она "засиделась в девках" не говорит. Братья ее собрались посовещаться: их интересует, нет ли у сестры тайного любовника, почему она отказывает многочисленным претендентам на ее руку. Наконец девушка выходит замуж за нищего, плохо выглядящего, но мудрого Аяза, ради данного ей слова готового пойти на смертную казнь. 
Конечно, это лишь сказка. Но на фоне столь часто высказываемых в соцсетях и в реальной жизни мнений и шуток по поводу "засидевшихся, разборчивых" девушек, советов побыстрее выходить замуж, мол, такова казахская традиция, аномалией кажется пословица "Отырған қыз орын табады" - "Засидевшаяся девушка найдет свое место в жизни" (имеется в виду, именно "выйдет замуж", причем в подтексте "удачно выйдет замуж"). И образ разборчивой, знающей себе цену девушки есть не только в сказке "Аяз би", но и в эпосе "Кобланды", например, и в других шедеврах казахской устной литературы. И кстати, большинство эпических батыров родилось на свет, когда их матерям было пятьдесят. Эпическая гиперболизация? Конечно. Но казахи к своему эпосу относились как к высшей истине.


 
Сегодня в казахской части Интернета бурно обсуждается видеоролик из Мангыстау - региона, хранящего многие традиции. Близкие провожает замуж 56-летнюю невесту под трогательную песню - современный вариант "сынсу" - песни прощания невесты с родителями, родным аулом, родственниками. Провожают как положено по казахским обычаям: невесту обнимают, плачут, прощаются с ней. И она - очень рослая, без макияжа и фаты, в камзоле и платке, не скрывающая своего возраста - растрогана и всерьез плачет (так уж заведено у казахов, и дело здесь не только в том, что прежде девушка могла выйти замуж за тысячи километров, приехать к родне первый раз в гости только после рождения первенца; по мифологии, выходящая замуж девушка "умирает" в своем мире, чтобы "родиться" в другом мире и в другом качестве). Мне понравилось, что комментарии в основном доброжелательные: сколько бы ни было лет невесте, она впервые выходит замуж, а значит провожать ее надо как положено было у наших предков.
Счастья невесте, пусть родит батыра. А для нас это еще раз повод вспомнить, что настоящие казахские традиции и та пошлость и дикость, которую зачастую преподносят под видом возрождения национальных обычаев, это "две большие разницы". Казахи действительно высшим предназначением женщины считали замужество и материнство, но умели с уважением принять индивидуальную судьбу  человека. Об этом, например, почитайте историю песни "Шапибай-ау", которая посвящена прославленной девушке-воительнице эпохи казахско-джунгарских войн.Война закончилась, Шапи было за сорок, она и в юности не блистала красотой, была огромна и мужеподобна, да еще огрубела и постарела за двадцать с лишним лет военных действий. Ее подруги одна за другой выходили замуж, но к Шапи никто не сватался...
Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале

Читайте также
Улыбка дня от Игоря Кийко
Только хорошие девушки страдают неврозами
367 0 0
Улыбка дня от Игоря Кийко
Выдать халтуру за подлинный шедевр — это тоже искусство
691 0 0
Улыбка дня от Игоря Кийко
В неустойчивом мире кусочек хорошего торта, по крайней мере, является...
784 0 0
Улыбка дня от Игоря Кийко
Последнее слово в споре всегда остаётся за женщиной
926 0 0