просмотров 57405

Откуда пошли дунгане

Опубликовано: 04 Марта 2016 Автор: Жаксылык САБИТОВ | Астана
Откуда пошли дунгане

Недостаток научных знаний обычно компенсируется изобилием легенд и мифов. Но первые же более-менее серьезные генетические исследования все расставляют по своим местам.

Неизвестный народ

В Казахстане, Кыргызстане, Китае проживает народ, известный под русским названием дунгане, а по-китайски – хуэй. В настоящее время в Китае дунган насчитывается 10,5 млн, в Казахстане – около 50 тысяч, в Кыргызстане – чуть более 60 тысяч.

Постсоветские дунгане являются потомками примерно пяти тысяч беженцев, переселившихся на территорию Казахстана и Кыргызстана во второй половине XIX века в результате российско-китайских договоренностей. Причиной было поражение дунган и уйгур в войне с китайцами. Во время правления династии Цин они неоднократно участвовали в народных восстаниях, самым крупным из которых было Дунганско-уйгурское восстание 1862–1877 годов. После его подавления особо активные повстанцы, опасаясь расправ и наказаний со стороны китайцев, перешли в подданство российскому императору и переселились на территории современных  Южного Казахстана и Северного Кыргызстана. Таким образом, наши дунгане представляют собой лишь малую часть большого (по казахстанским, а не по китайским меркам) народа, проживающего в Китае.

дунгане-мятеж.jpg

Происхождение дунган до недавних пор было покрыто мраком неизвестности. Их язык является одним из диалектов китайского, а исповедуют они ислам. Мусульманская вера помогла этому народу выжить и не раствориться среди многочисленных китайцев.

 

Супервайзеры степей

Существует три точки зрения на их происхождение. Согласно первому мнению, дунгане – это потомки от смешанных браков арабов и персов с китаянками. Арабские и персидские купцы стали прибывать на территорию Китая начиная с VIII по XIII век. Приверженцы этой версии пытаются объяснить, почему среди дунган так явно выражена склонность к предпринимательству. Дунгане в большинстве своем являлись торговцами (в прошлом – богатыми купцами), банкирами и традиционно считались опытными бизнесменами. Данная версия доминирует среди самих дунган.

Вторая версия называет дунган потомками тюрков-мусульман, которые оказались в Китае, но не были ассимилированы.

в кыргызстане-мечеть.jpg

Третья версия, объединяющая первые две, объявляет дунган потомками такого сословия монгольской империи, как сэмужэнь. Сэмужэнь (люди с цветными глазами) – это обозначение отдельной группы населения (сословия или класса) из людей разного происхождения при монгольской династии Юань. Монгольские правители с большим недоверием относились к своим подданным, этническим ханьцам. Поэтому на все административные должности они предпочитали набирать грамотных людей из некитайского населения.

Дело не только в том, что в отличие от китайцев глаза этих людей могли быть разного цвета. Более точное название не предполагало отсылки к цвету радужной оболочки, а буквально означало «разные». Фактически сэмужэнь были прослойкой между правящей элитой (монголы) и подданными (ханьцы). К сэмужэнь относились все немонгольские и неханьские этнические группы, которые проживали в Китае и обладали достаточной квалификацией для управления ханьским населением. Это были супервайзеры степей, менеджеры среднего звена, специалисты широкого профиля и администраторы не менее широких просторов.

дунган 24 лет.jpg

Марко Поло и русский тумен

Среди сэмужэнь можно было встретить русских, аланов (асов), кыпчаков, канглов, представителей других тюркских племен, потомков мусульман из Средней Азии, арабов, персов, тибетцев, кавказцев, европейцев и т. д. К этому сословию можно причислить и итальянца Марко Поло, служившего монгольскому императору Хубилаю.

марко поло-1.jpg

Стоит отметить, что фактически сэмужэнь представляли собой средний класс монгольской династии Юань. Большая их часть исповедовала ислам, но были и те, кто не придерживался мусульманства. Восточные славяне также были представлены среди сэмужэнь. Например, по сведениям Г. В. Вернадского, в 1330 году в Китае был создан специальный русский тумен (десятитысячный отряд). В другом известии упоминается «подарок» канцлера Эль-Тимура императору –  2 500 русских семей.

в саратове.jpg

В сословии сэмужэнь шли сильные процессы метисации. Примером может служить карлук Боянь Цзундао, который являлся карлуком только по отцу, а по материнской линии он был из тангутского клана Танъу-Ян, в то время как его жена была кереиткой. Представители сэмужэнь, служа монгольским императорам, перешли на монгольский язык, на котором тогда говорила вся элита.

После падения династии Юань в XIV веке новыми китайскими властями был издан закон, по которому сэму (сэмужэнь) и монголы, оставшиеся в Китае, не имели права жениться на единоплеменниках, а могли вступать в брак только с китаянками. Начались медленные усилия по ассимиляции сэмужэнь. К концу династии Мин это привело к тому, что почти все дунгане перешли на китайский язык.

в китае.jpg

Потомок пророка и китайский Колумб

Стоит отметить, что среди предков дунган отмечались и потомки пророка Мухаммеда. Одним из таких являлся Сеид Аджаль Шамсуддин Омар (родственник казахских сеидов и кожа). Выходец из Бухары  был потомком халифа Али, двоюродного брата пророка Мухаммеда. Изначально он служил в Ханбалыке (Пекин), где отвечал за финансы Монгольской империи, но позже стал наместником монгольских императоров в провинции Юньнань (1259–1279) и был участником завоевания Бирмы.

Его потомки пытались получить такой же статус в Китае, что и род Конфуция. Самым знаменитым потомком Сеид Аджаль Шамсуддина Омара был его праправнук Чжэн Хэ, знаменитый «китайский Колумб», живший как раз в эпоху свержения монгольского владычества. Отца Чжэн Хэ звали Мухаммед Хаджи (поскольку он совершил хадж в Мекку). Его родственники воевали против китайцев, Чжэн Хэ попал в плен и начал служить китайским императорам, достигнув высших политических вершин в империи Мин.

Чжэн Хэ.jpg

Император Китая, опасаясь Чжэн Хэ и принимая в учет его мусульманскую веру, старался на долгое время высылать его в военные и торговые морские походы. В итоге Чжэн Хэ совершил семь крупномасштабных морских военно-торговых экспедиций в страны Индокитая, Индостана, Аравийского полуострова и Восточной Африки.

На сегодня Чжэн Хэ является самым известным представителем дунган в мире. Многие китайские общины Малайзии и Индонезии рассматривают Чжэн Хэ как фигуру отца-основателя или как святого покровителя. В этих странах в его честь сооружены храмы и поставлены памятники. Учебный корабль ВМС Китая носит имя «Чжэн Хэ». Кроме того, в 1997 году журнал Life в списке 100 человек, оказавших наибольшее влияние на историю в последнем тысячелетии, поместил Чжэн Хэ на 14-е место.

корабль Чжэн Хэ.jpg

Но тут стоит отметить, что помимо дунган наследниками сословия сэмужэнь являются такие народы, как тюркоязычные салары, монголоязычные дунсян и баоань.

на сошке-1.jpg

Евразийский калейдоскоп

После столь долгого лирически-исторического вступления перейдем наконец к результатам генетических исследований дунган. К сожалению, такие исследования довольно малочисленны.

В 2006 году вышла статья Male demography in East Asia: a north-south contrast in human population expansion times авторов Xue Y., Zerjal T., Bao W., Zhu S., Shu Q., Xu J., Du R., Fu S., Li P., Hurles M. E., Yang H., Tyler Smith C. (2006). В 2010-м появилась публикация Shou W., Qiao, E, Dong, Y, Tan S., Shi H., Tang W., Xiao C.

каракольские дунгане.jpg

Первое, что бросается в глаза, – почти полное  отсутствие у монголоязычных дунсян и баоань гаплогруппы С3, столь широко распространенной среди всех монголоязычных народов. Это подтверждает версию о том, что дунсян и баоань являлись частями сословия сэмужэнь, которые не были ассимилированы в Китае и сохранили язык своих господ (монголов) в качестве разговорного.

Генетические результаты тестирования дунган показали, что ни одна из гаплогрупп не доминирует среди них. Причем дунганские гаплогруппы присутствуют во многих популяциях Евразии, что косвенно свидетельствует в пользу версии о происхождении дунган не только от тюрков или арабов, но и от большого конгломерата самых разных народов, служивших монгольской династии Юань в XIII–XIV веках.

46_С_жалпактобинским_калоритом.jpg

Перед падением династии Юань большая часть сословия сэмужэнь была монголоязычной, так как монгольский был своего рода «лингва франка» (язык межнационального общения) для различных народов в составе сэмужэнь. После падения династии Юань династия Мин начала политику ассимиляции сэмужэнь. В языковом плане это удалось, но сэмужэнь, исповедовавшие ислам, стали предками дунган, которые сегодня говорят на китайском диалекте. Таким образом, современные дунгане являются потомками среднего класса монгольской империи Юань, исповедовавшего ислам и известного как сэмужэнь.

манеза и чиншанло.jpg


 Ссылки по теме: 

Фоторепортаж из жизни колхозников Милянфана (Светская Киргизия), 1950 год.

Сокровищницы адмирала Чжэн Хэ.

Читайте также:

Откуда пошли казахи
Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале

Читайте также
Улыбка дня от Игоря Кийко
Мир не делится на белое и черное: бывает - умные дурачатся, бывает...
200 0 0
Улыбка дня от Игоря Кийко
Мужское счастье где-то внутри женского
274 0 0
Улыбка дня от Игоря Кийко
Дайте мне музей, и я заполню его.
372 0 0
Улыбка дня от Игоря Кийко
Работа - последнее прибежище тех, кто больше ничего не умеет.
234 0 0