просмотров 35856

Следите за своими мыслями

Опубликовано: 12 Декабря 2015 Автор: Татьяна КУАН | Шэньчжэнь - Сямэнь - Шанхай
Следите за своими мыслями
©ЭК/Татьяна КУАН

Когда казахстанские экономисты рассуждают о причинах бурного роста Поднебесной, то разговор непременно заходит об особом мировоззрении китайцев. Мол, наши восточные соседи даже думают иначе. Побывав в трех быстро развивающихся городах КНР, я убедилась в этом лично. Китайцы думают не на год, не на два, а на столетия вперед.

Глубина этих мыслей прослеживается буквально во всем: в масштабах городской инфраструктуры, но при этом трепетном отношении к природе; в качественном, но доступном образовании; в огромных производственных базах и попытках уберечь экологию; и, наконец, в реформах, позволяющих Китаю пережить бушующий во всем мире кризис без потерь. Город Шэньчжэнь на юге КНР – одно из мест, где, словно паззл, сошлись все составляющие китайского успеха. 

Стояли и будем стоять 

Еще 36 лет назад на месте современного Шэньчжэня была обычная деревушка. Ее жители испокон веков занимались сельским хозяйством (с китайского языка «шэньчжэнь» так и переводится – «глубокая межа») и даже не подозревали, что уже через три десятка лет их родной «аул» превратится в один из крупнейших портовых городов страны с небоскребами и зоной свободной торговли. Возможно это стало благодаря начавшейся в 80-х годах реформе открытых дверей. 

20151208_095844.jpg

Сегодня в Шэньчжэне проживают более 11 млн человек, а их порт входит в тройку самых больших морских гаваней Китая.

– В год из нашего порта совершается более 10 млн рейсов, 80% всех стран мира имеют с нами торговые контакты, – рассказала представитель порта г-жа Ван. – В основном мы отправляем грузы в азиатские страны, такие как Таиланд. И надо отметить, что мировой экономический кризис практически не повлиял на нашу работу. Если раньше рост шел ежегодно в два раза, то сейчас эти темпы лишь немного замедлились. 

Жители Шэньчжэня не ощущают кризис еще и потому, что правительство приняло решение сделать здесь безналоговую зону. Это значительно удешевляет стоимость прибывающих по морю товаров и привлекает иностранных инвесторов. Уже сегодня в логистическом центре близ порта можно найти необремененные налоговыми сборами африканские соки, швейцарский шоколад, итальянское оливковое масло и даже греческие диетические хлебцы. 

– Наше правительство идет на такие уступки для того, чтобы Шэньчжэнь быстро развивался, – пояснила сотрудница управления по таможенным делам г-жа Сян. – То есть, как правило, любая импортная вещь, прибыв в Китай или к вам в Казахстан, становится дороже. Наши власти делают так, чтобы здесь, в Шэньчжэне, импортные товары стоили так же, как у себя на родине. Главная цель – помочь малому и среднему бизнесу. Они здесь покупают эти товары и уже дальше распространяют в других городах КНР. Более того, чем выше будет ценовая накрутка, тем больше налогов они заплатят. Это делается для того, чтобы товары были доступными для населения. 

– Китай как стоял на своем, так и стоит, – подтвердила местная журналистка Лилия Вонг. – В условиях кризиса непросто, наверное, только корпорациям, работающим на внешних рынках. Но простой народ изменений не чувствует. Если раньше в Китае была политика количества, то теперь мы ориентируемся на качество, чтобы сохранить тот рост экономики, который есть.

IMG_9144.JPG

Король на «диване»

При этом недешевым по нашим меркам остается жилье. По словам гида, среднестатистическая «двушка» в Шэньчжэне стоит порядка 600 тысяч долларов, а аренда в перерасчете на наши деньги – около 200 тысяч тенге в месяц. Впрочем, местные жители не жалуются: средняя заработная плата в городе составляет полторы тысячи долларов, а работают здесь все. Работают много и с энтузиазмом. Возможно, поэтому местные офисы поражают своей крутизной и масштабами. 

Самым элитным офисным зданием Шэньчжэня считается башня «Ди Ван», что в переводе с китайского означает «король земли». Свое название 350-метровый небоскреб получил не случайно – он расположен в самом дорогом районе города. Сегодня «Ди Ван» называют символом современного Шэньчжэня, бизнес-центром и местом паломничества приезжающих сюда туристов. Еще бы! С «королевской» крыши как на ладони виден весь Шэньчжэнь и даже окрестности граничащего с ним Гонконга. 

Впрочем сами китайцы туристическую ставку делают на другой свой южный город – Сямэнь. 

20151208_095025.jpg

Я пришел к тебе с нихао

Как и Шэньчжэнь, островной Сямэнь получил второе дыхание относительно недавно. Бурное строительство началось здесь несколько десятков лет назад, хотя само поселение упоминается еще в записях Марко Поло. Когда-то Сямэнь был скромным военным портом, а сегодня благодаря этому факту китайцы делают из него уникальное историческое место отдыха а-ля египетские пирамиды. Причем «се се» (в переводе с китайского «спасибо») надо сказать американцам. Именно они в 80-х годах прошлого века впервые обнаружили близ Сямэня странные сооружения, напоминающие бункеры. Тогда разведка США решила, что это китайская шпионская сеть, однако позже выяснилось – бункеры действительно есть, вот только построены они были несколько веков назад эмигрантами для защиты от набегов местных жителей. Удивительный архитектурный ансамбль, о котором не знали сами китайцы, назвали тулоу, что означает «земляное здание». 

открестности тулоу.JPG

– Первые тулоу были построены представителями народности хакка, которые во времена междоусобных войн эмигрировали с севера Китая на юг, – рассказала экскурсовод. – Столкнувшись с враждебным отношением к себе со стороны местного населения, мигранты были вынуждены строить замкнутые сооружения крепостного типа. В одном тулоу могли уживаться по 500–600 человек. Как правило, это были представители одного клана.

Удивительно, что потомки древних переселенцев до сих пор живут в этих тулоу. На ставшей родной земле они выращивают чай и приветственным «нихао» (в переводе с китайского «привет») встречают многочисленных туристов – в день сюда приезжают около тысячи зевак. 

Также в окрестностях тулоу можно встретить многочисленные памеловые и банановые рощи. Именно отсюда эти экзотические плоды попадают на столы жителей других китайских провинций. Ежедневный оборот одних только бананов исчисляется тысячами килограммов – по 2 юаня (чуть меньше 100 тенге) за кило. 

IMG_9010.JPG

Заходите в наш порт – наши двери открыты 

В самом Сямэне интерестностей не меньше. В этом портовом городе есть и море, и горы, и множество самых разнообразных экзотических растений. Например, вечнозеленые кустарники бугенвиллеи – символ Сямэня. 

Ежегодно сюда приезжают чуть меньше миллиона туристов. Одни – поглазеть на всю эту красоту, другие – делать бизнес, для которого здесь созданы тепличные условия. Последней такой подпиткой стал новый логистический центр для предпринимателей, работающий по принципу одного окна. 

– Этот логистический центр совместил сразу 25 разных учреждений, – пояснил сотрудник центра г-н Цуй. – Это сделано для развития производства, торговли и привлечения инвестиций. Разумеется, потенциальных инвесторов в первую очередь интересуют бумажные вопросы. Так вот – здесь можно без долгой волокиты зарегистрировать бизнес, оформить документы или заплатить налоги. Также появилась возможность пройти все эти процедуры по Интернету, сэкономив время. 

По словам г-на Цуя, первыми на призыв зайти на китайский рынок откликнулись инвесторы из США и стран Юго-Восточной Азии. К примеру, тайская компания открыла в Сямэне производство деталей для самолетов. Причем делается это прямо на территории местного аэропорта. 

Еще одна гордость этого южнокитайского города – Сямэньский университет. Открыт он был в 1921 году на пожертвования видного в то время бизнесмена Чэнь Цзягэна. Сегодня вуз имеет 43 факультета, входит в топ-20 лучших университетов Китая и в международную ассоциацию GU8 – это образовательный консорциум восьми ведущих вузов, расположенных в прибрежных городах мира. 

Побережье Сямэня - 1.JPG

Любопытно и то, что стоимость обучения в этом элитном университете несравнима с ценами даже самых плохоньких казахстанских вузов. Если студент не сумел поступить на грант, то в перерасчете на наши деньги он платит всего 300 тысяч тенге… в год. Более того, возможность поступить в Сямэньский университет есть и у казахстанцев – между министерствами образования наших стран действует договор обмена студентами. Правда, местные жители сразу предупреждают: понятия «развести сессию» здесь не существует. 

– Наши власти понимают, что от качественного и доступного образования зависит будущее всего Китая, – рассказала одна из студенток. – Ведь завтра именно нам предстоит развивать экономику страны и продолжать начатое нашими дедами и отцами дело. 

Старость в радость 

Вообще, традиция преемственности поколений развита в КНР очень сильно. Здесь уважают возраст и стараются обеспечить своим «агашкам» достойную старость. В Шанхае, например, пенсии выше зарплат. Если средний оклад в этом мегаполисе составляет 5 тысяч юаней (около 250 тысяч тенге), то пенсия – на 500 юаней выше (порядка 275 тысяч тенге).  

ночной Шанхай - 1.JPG

Забота о стариках заложена у китайцев в крови. Примером этому служит знаменитый Сад радости, расположенный в самом сердце современного Шанхая. Построен он был еще в XVI веке тогдашним казначеем Пань Юньдуанем. По задумке чиновника, этот красивейший архитектурный ансамбль должен был напоминать императорский сад в Пекине и радовать взор его отца – министра наказаний. Правда, до момента окончания строительства родитель не дожил, а сад стал местом прогулок шанхайцев и туристов. Говорят, эта постройка обладает особой энергетикой и каждый пришедший сюда человек духовно обновляется, оставляя позади проблемы и гнетущие мысли. Вероятно, поэтому в Саду радости всегда многолюдно. Как и в самом Шанхае…

сад радости - 1.jpg

Как пельменей в кастрюле 

Население Шанхая перевалило за 20 млн человек – гигантская цифра по меркам 16-миллионного Казахстана. Сами жители шутят, что их много, как пельменей в кастрюле, и ждут нового поколения шанхайцев. Ведь недавно руководство страны разрешило семьям заводить второго ребенка. Такая густонаселенность играет двоякую роль: с одной стороны, это непрерывный рост экономики, с другой – гигантские экологические проблемы. И борются с ними в Шанхае довольно жестко. Во-первых, в самом городе не осталось ни одного промышленного предприятия – все они были перенесены за околицу. Во-вторых, в планах властей – избавиться и от загрязняющих атмосферу бензиновых машин. 

– В этом направлении у нас очень жесткая политика, – отметила местный экскурсовод. – Если вы покупаете бензиновый автомобиль, то за номера должны будете заплатить 14 тысяч долларов. Бывает так, что машина стоит дешевле номера. Но если вы приобрели автомобиль на газе, то номер вы получите в подарок. Поэтому людям, конечно, выгоднее переходить на газо- и электромобили. Единственная проблема – это недостаток заправочных станций для них. Но она постепенно решается, ведь все осознают важность сохранения экологии. Также мы думаем о следующих поколениях китайцев, у которых должна быть комфортная жизнь в этом городе. Мы понимаем, что о будущем надо думать уже сегодня. 

К слову, подобных далеко идущих думок хочется пожелать и казахстанским чиновникам. Ведь не зря еще древние говорили: «Следи за своими мыслями. Твои мысли становятся твоей жизнью». 

Шанхай (2).jpg
Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале

Читайте также
Улыбка дня от Игоря Кийко
Было время, когда от детей не ожидали ничего, кроме послушания...
111 0 0
Улыбка дня от Игоря Кийко
Секс - дело вкуса. Для одного это плохо, для двоих - хорошо
259 0 0
Улыбка дня от Игоря Кийко
Не всё, что делает превосходный мастер, сделано превосходно
217 0 0
Улыбка дня от Игоря Кийко
Суицид - это высшая форма самокритики
252 0 0