Кому не нужен Новый год

Опубликовано: 20 Декабря 2019 Автор: Айдар ЕРМЕКОВ | Алматы
Кому не нужен Новый год
rus.azattyk.org
просмотров 1864

Если судить по корпоративам, то в Казахстане уже стартовали новогодние праздники. Европа уже рождественская в полный рост: у них ведь наоборот – сначала Рождество, а потом Новый год. В городах и селах власти презентуют населению новогодние елки. В обеих столицах их уже тоже зажгли. Только вот который год кто-то старательно пытается испортить нам этот светлый и добрый праздник. Всему виной политика. Или, если быть точнее, идеологическое противостояние. Борьба за умы и души.

Заставь дурака Богу молиться…

В идеологических сражениях за национальную либо религиозную идентичность, разразившихся в обществе в последнее время, представители отдельных излишне идеологизированных кругов стали воспринимать Новый год как нечто чуждое нашему обществу. И даже враждебное, если хотите. И упорно навязывать свое деструктивное мнение всем окружающим.

Начнем с незначительного, но существенного. Уже на протяжении нескольких лет в предновогодний период имамы некоторых казахстанских мечетей призывают своих прихожан отказаться от празднования Нового года, ссылаясь на то, что этот праздник не является мусульманским. А что касается радикальных мусульман, которых на наших улицах сегодня пруд пруди, так они и вовсе призывают объявить врагами тех, кто его празднует. Им вторят и так называемые национал-патриоты, трубящие, что празднование Нового года пришло в наши степи извне. А значит, оно является чужим и должно подлежать забвению.

елка в ук 1.jpg

И никто из них не задается вопросом о том, как же все это соотносится с принципами существования полиэтнического, многоконфессионального, светского и, что немаловажно, демократического государства. Им это не нужно. Они мыслят по-другому.

Проститутки Алматы готовятся к Новому году
читайте далее

В нашем новом и, как мы считаем, прогрессивном обществе, стремящемся в клуб передовых стран через выполнение сразу нескольких продекларированных государственных стратегий, уже достаточно много семей, где Дедушка Мороз и Снегурочка стали отрицательными персонажами. В то же время есть и такие, в которых вместо привычных нам с детства новогодних символов приветствуется… Санта-Клаус.

Да-да. Тот самый американский тип в красном колпаке и полушубке, что с экранов телевизоров предлагает всем насладиться коричневым газированным пойлом, с помощью которого при необходимости можно легко отмыть застарелую ржавчину на каких-нибудь железных деталях, будь то автомобиль или сантехника.

Дед Мороз и Санта Клаус.jpg

Похоже, добрый Дедушка Мороз со своей внучкой Снегурочкой для некоторых из нас ушли в прошлое, а для их детей и не существовали вовсе. По крайней мере, в положительном виде.

Больше всего это касается тех, кто демонстративно считает себя «истинными мусульманами». Для них нет такого праздника, как Новый год. Как, впрочем, и всех других за исключением религиозных.

Мальчику, потерявшему руку в мясорубке, нужен бионический протез
читайте далее

Хотя ведь на самом деле цель любой религии, как говорят религиоведы, – восстановление утраченного единства Бога и человека. Религия ведь в целом является сферой духовного развития. И все, что полезно для души, есть в религиях, которые актуализируют свои ценности и ведут образовательную и воспитательную работу. Тем не менее, некоторые имамы на широкую публику заявляют о ложности праздника Нового года и ненужности празднования его мусульманами. А то, что при этом появляется дополнительный разлом в обществе, делящий его на очередные два лагеря, их не заботит.

Вне религий и конфессий

Да будет им известно, что в православии новолетие, то есть новый год, начинается 14 сентября (1 сентября по старому стилю). Нет такого праздника и в католицизме. В иудаизме новый год тоже наступает в другое время. Новый год, если на то пошло, вообще не религиозен. Он носит исключительно светский, социальный характер. А потому, наверное, не следует священнослужителям разных конфессий противопоставлять его религиям. Поскольку из этого вытекает чуждость всех остальных нерелигиозных праздников, включая официальные государственные.

В Актобе Дедом Морозом может стать каждый
читайте далее

Каждая религия имеет абсолютные ценности, но при этом существует в государстве. Дело даже не в компромиссе, который она должна выстраивать с ним. Хотя он, безусловно, необходим.

Означенные имамы говорят, что, дескать, 31 декабря люди напиваются со всеми вытекающими из этого последствиями. А разве можно это делать в другой день? Духовная интенция на нормальное нравственное поведение сама по себе правильна. И тут эти имамы правы. Но зачем же связывать это с конкретным днем?

Советский Новый год.jpg

Еще они любят говорить о том, что наряженная елка – от того нехорошего, что присутствует во всех религиях. Или что она пришла к нам из Советского Союза, а потому, мол, ничего положительного в ней нет. И на фоне этих новых, набирающих обороты, хотя и неофициальных идеологических догм, в обществе все чаще говорят об отказе от Деда Мороза и Снегурочки. К счастью, официально пока еще они в черный список не попали. Однако противники советских символов Нового года все сильнее заявляют о своих требованиях с претензиями на выход на законодательный уровень.

Я решил покопаться в источниках и выяснить, откуда все-таки пришел к нам этот праздник.

Рождество.jpg

Если обратиться к истории, то первое упоминание о наряженных елках встречается в западноевропейских хрониках ХVII века. Причем тогда все украшения были съедобными: на ветвях в основном развешивали яблоки как библейский символ плодов с Древа познания Добра и Зла. Но со временем аксессуары стали «совершенствоваться». На праздничном дереве появились мишура и разноцветные ленты. Затем на мохнатых ветвях нашли свое место свечи как символ ангельской чистоты и звезда на макушке. Позже стали изготавливать первые елочные игрушки в виде фруктов и овощей.

Казахстанцы боятся дарить новогодние подарки
читайте далее

По одной из версий, искусственные плоды появились вследствие яблочного неурожая. Стеклодувы «компенсировали» отсутствие обычных фруктов искусственными. В результате производство стеклянных игрушек, символизирующих плоды, стало традицией. В середине XIX века они стали использоваться повсеместно. А в конце того же столетия на елках появились электрические лампочки.

Украшение елки.jpg

Если говорить о постсоветском пространстве, то, к примеру, в России новогодняя елка появилась ближе к XIX веку: именно в то время продвинутые петербуржцы завезли эту традицию из Европы.

Елка ни в чем не виновата

А вот в конце 20-х годов прошлого века она оказалась под фактическим запретом. Кто-то из идеологов того времени охарактеризовал ее как «буржуазный и антисоветский элемент». О елке стали говорить как о «поповском пережитке».

Павел Постышев.jpg

Однако в 1935 году советский государственный и партийный деятель Павел Постышев предложил вернуть традицию наряженной елки. В мемуарах Хрущева приводятся слова Сталина в ответ на это: «Возьмите на себя инициативу, выступите в печати с предложением вернуть детям елку, а мы поддержим». Тогда газета «Правда» опубликовала статью Постышева, в которой он писал:

В дореволюционное время чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям елку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями елку и веселящихся вокруг нее детей богатеев. Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся советской страны? Какие-то, не иначе как «левые», загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею. Итак, давайте организуем веселую встречу Нового года для детей, устроим хорошую советскую елку во всех городах и колхозах.

Так 31 декабря 1935 года появился новый праздник с формулировкой: «Новогодняя елка – праздник радостного и счастливого детства в нашей стране». А с 1947 года день 1 января стал выходным.

Обращение в Гублит с просьбой разрешить проведение Нового года 1925.jpg

А затем советское правительство поставило задачу превратить рождественскую елку в «коммунистическую». Так на елочных ветвях появились фигурки советских пионеров, портреты политических лидеров. А Вифлеемская звезда превратилась в красную кремлевскую. В 1937 году выпустили серию шаров с портретами членов Политбюро ЦК ВКП(б), а также большой шар с изображением Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина. От искусственных фруктов и овощей отказываться не стали – плоды теперь символизировали колхозное изобилие.

Гламурные, кондитерские и дворцовые елки. Какую выбрать к Новому году?
читайте далее

В то время даже вышло пособие под названием «Елка в детском саду».

Необходимо украсить верхушку пятиконечной красной или серебряной блестящей звездой, – говорилось в нем. – На средних ветках надо вешать игрушки, не требующие детального рассматривания: бонбоньерки, хлопушки, крашеные шишки, бутафорские овощи и фрукты, а на краях ветвей – аэропланы, парашюты, пограничника Карацупу с собакой Ингусом, паровозы и броневики. Новогодняя елка должна быть праздником счастливого детства, созданного в нашей стране огромными заботами партии, правительства и лично товарища Сталина о детях.

При Хрущеве на новогодней елке повисла кукуруза, которая с приходом к власти Брежнева практически сразу же утратила популярность как на полях, так и на елке.

Советские елочне игрушки кукуруза и другие дары природы.jpg

Во время Великой Отечественной войны елочные игрушки изменились. Стали появляться изготовленные из жести танки, самолеты, собаки-санитары и солдаты. На праздничное дерево вешали погоны, ордена, медали и фигурки, изготовленные из фронтовых бинтов.

Кстати, в фашистской Германии тоже штамповались елочные игрушки. Но со своим уклоном: всевозможные стеклянные и фарфоровые танки, бомбы и ручные гранаты. И обязательно со свастикой. Младенец Иисус превратился в голубоглазого арийца, счастливо улыбающегося в золотой люльке.

Елка исполнения желаний появилась в Алматы
читайте далее

По воспоминаниям очевидцев, опубликованным в различных источниках, на оккупированных советских территориях нацисты разыгрывали советским же детям сказку «Как детей чекист советский чудной елочки лишил, но затем солдат немецкий детям елку возвратил».

Сталинский Новый год.jpg

После окончания войны в СССР в моду вошли елочные игрушки по мотивам сказок Александра Пушкина и басен Ивана Крылова. А с наступлением оттепели появились елочные украшения в виде… сосулек. Фабрики начали активно производить игрушечные самовары, чайнички и даже сахарницы.

В 1956 году вышел культовый фильм Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь», а в 1975-м – его же не менее культовая картина «Ирония судьбы, или С легким паром», которые сегодня некоторыми морализаторами преподносятся как пропагандирующие разнузданность и алкоголизм.

«1 января все доедали салаты, а мы с мужем участвовали в забеге»
читайте далее

«Апокалиптическая» проблема, выдуманная новыми идеологами, похоже, не дает им спокойно жить. Да и нужна ли им спокойная жизнь? Того и гляди, что салат оливье – обязательный атрибут новогоднего стола – скоро они объявят угрозой национальной безопасности, и он ознаменует собой новый этап борьбы за идею. Их идею.

Шамиль Аляутдинов.jpg

Будьте благоразумны

В завершении приведем цитату из проповеди имам-хатыба московской Мемориальной мечети, известного исламского богослова и проповедника, автора многочисленных книг по исламской тематике Шамиля Аляутдинова:

Все новички в религиозной практике ищут в первую очередь всевозможные запреты. Таких людей на много не хватает. Такой человек упаковывает сам себя в полное невежество. Новогодние каникулы – это итоги прожитого года. Планирование предстоящего года. Календарного. (Что лунный, что солнечный календарь – от Бога.) Это очень хороший семейный праздник, как и день рождения. Если это в кругу семьи, без алкоголя, в чтении книг, с зимними видами спорта – это очень полезно. Много чего полезного для физического и интеллектуального развития, для земного и вечного можно сделать в эти дни. Дела оцениваются Всевышним по вашим намерениям. Наши намерения – больше внимания уделить детям, жене, мужу. Подвести итоги прошлого года. Наметить планы на год наступающий. Для этого нам нужны выходные. В том числе и новогодние. Поэтому не идите на поводу у этих всевозможных запретов. Будьте созидательны. Избавляйтесь от вредных привычек и окружения. Используйте выходные, в том числе и новогодние, для инвестирования в земное счастье, в вечное, для укрепления родственных связей, для совершенствования себя интеллектуально, духовно, физически. У нас очень много дел, пока мы живы. И нам за них отвечать. Будьте благоразумны, праведны, набожны. 789_526_fixedwidth.jpg
Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале

Читайте также
Калдыкожа-бапа: судьба Человека
Плач отца я слышала один раз. Он не то чтобы заплакал, скорее закричал, как зайчонок, на р
1765 0 0
Казахский для щайнеков
Наряду с качеством школьного образования влияют на уровень чтения распад многопоколенной с
1879 0 0
Что я могу еще сказать...
О новом школьном учебнике по русской литературе
3847 0 0