просмотров 1623

Свет, смешанный с травой

Опубликовано: 14 Мая 2018 Автор: Зира НАУРЗБАЕВА | Астана
Свет, смешанный с травой
Картина «Кустики травы» Винсента ван Гога

Для проекта «100 лучших учебников мира на казахском языке» работаю над книгой Карен Армстронг «История Бога. 4000 лет исканий Бога в иудаизме, христианстве и исламе» (перевод книги на казахский язык и курс лекций по ней подготовил один из казахскоязычных религиоведов, а мне предложили по русскому изданию подготовить курс лекций и конспекты для русскоязычных студентов).

Читаю об одном из авторитетных мистиков в православии Симеоне (949–1022 г.г.), настоятеле небольшого константинопольского монастыря святого Мамаса. Для Симеона Бог был одновременно познаваемым и непознаваемым, близким и далеким. В трактате «Гимны Божественной Любви» богослов пишет так:

О Свет, Кому никто названия не дал, ибо Он безымянен.

О Свет со множеством имен, ибо Он трудится во всех вещах. 

Как смешиваешься Ты с травой?

Как, оставаясь неизменным и совершенно недоступным,

Хранишь, не растворяя, естество травы?

По-казахски трава – это «шөп». Но наши предки траву называли еще и «көк», имея в виду не столько цвет, сколько небесную ее природу, свет, который она излучает. В традиционной казахской культуре было табу без необходимости наступать на траву. «Көкті баспа» − слышало в детстве наше поколение от бабушек, выросших в традиционной среде. А еще казахи траву называют «от», как огонь. «Отын отау» − «пастись» говорят о скоте, «оты қану» − «насытиться травой» и так далее. Сейчас «от» − «трава» и «от» − «огонь» выглядят как омонимы, но в свете существования синонима «көк» приходишь к выводу, что речь идет о мистическом прозрении, сходном с описываемом в «Гимнах Божественной Любви».

Это ощущение «света, смешанного с травой», быть может не так ярко, но все-таки чувствовали все мы в детстве. Оно передано и в строках стихотворения Райнер Мария Рильке «Весна»: «Трава блестит под солнцем ярко...», и в картине Ван Гога «Кустики травы». Мистические озарения не так далеки от нас, как нам кажется. Поэтому индийский суфий и музыкант Хазрат Инайят Хан в своей работе «Очищение ума» о воспитании детей пишет:

Для умственного развития ребенка величайшее значение имеет знакомство с природой. Его не следует облекать в форму урока; это следует делать во время дружеской беседы. Расскажите ребенку о растениях, деревьях, насекомых, птицах, животных... Это пробуждает его интерес, и это развивает его знания, это углубляет его чувство природы; позже это достигает кульминации в пробуждении способности общаться с природой, что является главным для каждой души в ее духовном развитии. Душа, не близкая к природе, пребывает вдали и от того, что мы называем духовностью...

Читайте также
Стандартный исход
Изобрели автомат для бритья – карусель с острыми лезвиями. Лица, правда, у всех разные – н
37 0 0
Декорация права
За выбитый глаз – 100 быков, за отрубленный палец – 10 быков…
85 0 0
Неравный той
Я много путешествовала, но нигде не видела людей, настолько зацикленных на тоях и пирах, к
707 0 0