Шасси в никуда

4884просмотров

Считается, что самолет – самый надежный и безопасный вид транспорта. Статистики рассчитали, что вероятность погибнуть в авиакатастрофе составляет один к 8 млн. Увы, все оптимистичные расчеты забываются сразу, как только узнаешь об очередной трагедии в воздухе.

11 сентября 2001 года

Выбирать, какие авиакатастрофы «самые-самые», – дело неблагодарное. Если брать по количеству жертв, то без сомнения в лидерах – террористические атаки 11 сентября 2001 года. Камикадзе «Аль-Каиды»* на захваченных американских пассажирских «Боингах» протаранили башни Всемирного торгового центра в Нью-Йорке и пытались уничтожить здание Пентагона в Вашингтоне. Тогда погибли более трех тысяч человек. 

Если судить по международному резонансу, вспоминается трагедия южнокорейского «Боинга», сбитого советским истребителем над Лаперузовым проливом 1 сентября 1983 года, и едва не спровоцировавшая Третью мировую войну. Через пять лет похожая история произошла в Персидском заливе, когда ракета, выпущенная американским крейсером, поразила иранский мирный аэробус. Соединенные Штаты вину в том инциденте так и не признали. 

Плановый и реальный маршруты рейса KE007 Boeing RC-135 ВВС США, за который ошибочно был принят рейс KE007 / (Wikimedia USAF)

Еще свежи в памяти катастрофы над Донецком, Синайским полуостровом, Тегераном. Но во всех этих случаях к трагедии приводила чья-то злая воля, закладывающая взрывной механизм, пускающая ракету или захватывающая самолет, чтобы вести его на погибель. К слову, американцы принципиально не включают погибшие 11 сентября «Боинги» в официальный реестр авиакатастроф.

Мы вспомним самые резонансные авиакатастрофы, случившиеся без участия террористов, вне зон военных конфликтов. Когда все было мирно и безопасно, но вдруг что-то пошло не так из-за погодных условий, технических неполадок или пресловутого человеческого фактора.

БЕЗДУШНЫЙ ШАР

vikond65.livejournal.com

15 июня 1785 года знаменитый французский ученый и пионер аэроплавания Жан Франсуа Пилатр де Розье и его соратник – механик Ромен поднялись в небо на монгольфьере, рассчитывая перелететь Ла-Манш. Перед вылетом ученый заполнил шар вместо обычного горячего воздуха более эффективным подъемным средством – водородом. Мы никогда не узнаем, какая поломка произошла тогда, известно только, что монгольфьер сгорел в небе за считаные секунды. А Пилатр де Розье и Ромен вошли в историю как первые люди, погибшие в авиакатастрофе.

СЛЕЗЫ ГОРЬКОГО

18 мая 1935 года самолет Максим Горький АНТ-20 упал на Москву в районе поселка Сокол / picturehistory.livejournal.com

18 мая 1935 года, Москва. АНТ-20 (он же – «Максим Горький») на тот момент являлся самым большим в мире самолетом, ожидался его запуск в серию. В тот день «Максим Горький» совершал демонстрационный полет на центральном аэродроме в сопровождении истребителя И-5. По замыслу организаторов шоу крошечный истребитель должен был подчеркивать размеры гиганта, однако его пилоту захотелось блеснуть перед многочисленными зрителями, и он стал описывать фигуры высшего пилотажа в опасной близости от «Горького». Лихачество закончилось тем, что во время выполнения «мертвой петли» биплан не рассчитал траектории и врезался в АНТ-20. На глазах зрителей на землю упали оба самолета, спасенных не было. Погибли 49 человек, большинство из которых были сотрудниками туполевского конструкторского бюро и членами их семей. Сам Максим Горький, узнав о гибели самолета, названного его именем, посчитал это знаком своей приближающейся смерти, и предчувствие великого пролетарского писателя его не обмануло. После трагедии решение запускать АНТ-20 в серийное производство было отменено. Был построен еще только один однотипный самолет, но через несколько лет разбился и он… 

НЕБО В ОГНЕ

6 мая 1937 года, Лейкхерст, штат Нью-Джерси. Немецкий цеппелин «Гинденбург» / theglobeandmail.com

6 мая 1937 года, Лейкхерст, штат Нью-Джерси. Немецкий цеппелин «Гинденбург» совершил трансатлантический перелет из Германии в США, но за несколько секунд до посадки на нем начался страшный пожар. 35 пассажиров и членов экипажа из 97 находящихся на борту погибли, еще один человек скончался на земле. Причиной катастрофы признали загоревшуюся проводку, которая вкупе с водородом (безопасный гелий не поставлялся в нацистскую Германию из-за санкций) превратила цеппелин в огромный факел. Вариант диверсии тоже еще никто не опроверг. Пожар «Гинденбурга» стал первой катастрофой, заснятой на кинокамеру. Во многом благодаря этому история получила такой большой резонанс, что поставила крест на использовании дирижаблей в качестве транспортных средств, отдав господство в небесах аппаратам тяжелее воздуха.

ТРОЯНСКИЙ КАНЬОН

30 июня 1956 «Дуглас» DC-7 и «Локхид» L-1049-54-80 / lostflights.com

Оказывается, и в небесах есть места, чрезвычайно опасные для полетов. Одно из таких мест – Большой каньон. 30 июня 1956 года там столкнулись два американских «воздушных извозчика» – «Дуглас» DC-7 и «Локхид» L-1049-54-80. Есть версия, что один из этих самолетов ушел с заданного курса и маневрировал над Большим каньоном, поскольку его командир хотел продемонстрировать пассажирам красоты Аризоны и так увлекся, что подрезал второй лайнер. В итоге впервые в истории в небе погибли больше 100 человек (а именно – 128). 30 лет спустя, 30 июня 1986 года, в том же районе в воздухе столкнулись экскурсионный самолет DHC-6 и вертолет Bell206. Тоже увлеклись любованием красот, вследствие чего погибли 25 человек.

Опасно летать и над Нью-Йорком. Смертельный рекорд 1956 года перекрыла катастрофа в нью-йоркских небесах четыре года спустя. Снова в небе в результате воздушного столкновения разбились 128 человек, а еще шестеро погибли на земле. По злой иронии судьбы небеса опять не поделили «Дуглас» и «Локхид».

ДОКОПАТЬСЯ ДО ЖУТИ

13 октября 1972 года Ил-62 авиакатастрофа в московской области

Пятница, 13 октября 1972 года, – жуткая дата в истории авиации. В этот день в Московской области при заходе на посадку разбился советский Ил-62, летевший из Парижа. Все находившиеся на его борту 174 человека погибли. Точные причины гибели самолета не установлены до сих пор. 

В ту же самую пятницу на другом полушарии, в Андах, разбился уругвайский лайнер Fairchild FN-227D, который вез на матч в Сантьяго регбийную команду Old Cristians. Самолет попал в циклон, задел скалу и рухнул в кратер потухшего вулкана. Дальше была история, вдохновившая многих режиссеров и писателей. Уцелевшие пассажиры сумели развести костер, используя для розжига деньги, им довелось выдержать несколько сходов лавин, а когда закончились немногочисленные продукты, пришлось питаться трупами погибших. Через 71 день, когда искать пропавший самолет давно перестали, двое регбистов смогли спуститься по склону вулкана на равнину, там они встретили чилийского пастуха, который и сообщил о нашедшихся пассажирах властям. Из 45 человек выжили 16, в Уругвае эту историю называют «чудом в Андах». 

oursociety.ru

ПУНКТ НАЗНАЧЕНИЯ – ЛОС-РОДЕОС

Самая крупная и, наверное, самая нелепая в истории авиации катастрофа произошла 27 марта 1977 года на острове Тенерифе, прямо на взлетной полосе местного аэропорта Лос-Родеос, где столкнулись два однотипных «Боинга-747», принадлежащих голландской и американской авиакомпаниям. По злой иронии судьбы оба «Боинга» оказались на Лос-Родеос случайно. Они должны были приземлиться в главном островном городе – Лас-Палмасе, но накануне в тамошнем аэропорту Гран-Канария сработало взрывное устройство. Никто не пострадал, но испанская администрация решила перестраховаться и отправила все рейсы в небольшой Лос-Родеос, в итоге оказавшийся перегруженным. Когда рейсы в Лас-Пальмас возобновились, американскому «Боингу» была отведена боковая взлетная полоса, на которой он не смог разогнаться из-за выехавшей машины техобслуживания. Развернуться он не мог из-за больших габаритов, поэтому командир принял решение вернуться на исходную точку в обход, для чего нужно было выехать на центральную взлетную полосу, где готовился к взлету голландский «Боинг». Американец предупредил диспетчера, а тот в свою очередь командира голландского экипажа о том, что полоса еще занята. Но голландец проигнорировал предупреждение и начал движение. Есть версия, что он просто не понял акцента испанского диспетчера, к тому же задержка рейса была чревата убытками для его компании, и командир торопился. Последним фактором трагедии стал быстро сгустившийся туман. Американский «Боинг» не успел доехать до поворота на боковую полосу всего 100 метров. Его командир сквозь туман увидел огни голландского лайнера, несущегося на него лоб в лоб. В последний момент он успел отвернуть, чем спас свою жизнь и жизни людей, находившихся в носовой части его самолета. Разогнавшийся, отрывающийся от земли голландец протаранил американский «систершип», после чего оба лайнера превратились в один огромный факел. Все 248 человек, находившиеся на борту голландского самолета, погибли. На американском лайнере погибли 335 человек, 61 удалось выжить. Парадокс, но многие из спасенных были в эпицентре удара, сорвавшего с американского «Боинга» верхнюю часть фюзеляжа. Через эту огромную пробоину они успели вылезти наружу, до того как до них добралось пламя.

катастрофа произошла 27 марта 1977 года на острове Тенерифе / ispani-ya.com

К слову, Лос-Родеос считается одним из самых злополучных аэродромов мира, на нем произошли еще две крупные авиакатастрофы, унесшие жизни более 300 человек.

ПЛАЧУТ НЕБЕСА

11 августа 1979 года / akhbor-rus.com

11 августа 1979 года произошла самая известная катастрофа в СССР. В небе над Днепродзержинском врезались друг в друга два Ту-134, один из которых летел из Ташкента в Минск, другой – из Челябинска в Кишинев. Погибли 178 человек, в том числе 17 футболистов команды «Пахтакор», летевших на игру в Минск. Печальная история обросла множеством мифов и сплетен. То якобы лайнеры пролетали над секретной военной частью, то их сбили, поскольку они оказались на пути самолета Леонида Брежнева, хотя доподлинно известно, что генсек в это время мирно отдыхал в Крыму. Катастрофа над Днепродзержинском – пример того, как множество мелких на первый взгляд случайностей и просчетов в итоге выливаются в большую трагедию. Правительственный самолет действительно пролетал в тот день, и понятно, что его обеспечивали лучшие диспетчеры, а на Юго-Западный сектор – самый сложный и непредсказуемый – был поставлен 20-летний стажер, впервые вышедший на дежурство. Он и ошибся при определении времени пересечения трасс двух самолетов. Ошибку должен был исправить его наставник, заметивший на экране радара опасное сближение и приказавший белорусскому борту срочно подняться выше. Но из-за того что на одной частоте связи находилось сразу несколько самолетов, постоянно ведущих переговоры, экипаж минского «Туполева», видимо, не расслышал команды, зато ее на свой счет принял находящийся на такой же высоте Ил-62, который и доложил о выполнении приказа. В свою очередь диспетчер не проверил позывные выполнившего его команду борта и посчитал дело сделанным. Оба Ту-134 находились в облачности и до последнего не видели друг друга. Был еще шанс спастись, если бы пилоты держали штурвалы, но в момент удара оба лайнера управлялись автопилотами, которые четко выдерживали роковую высоту 8 400 метров. Последней жертвой аварии стал главный виновник – молодой диспетчер, первое дежурство которого стало последним. Его приговорили к 15 годам лишения свободы, но он предпочел покончить жизнь самоубийством…

ВЫШЕ ГОР – ТОЛЬКО ГОРЕ

«Степь почти уже спала. Но раздался вой турбин. И остался в небе черный дым». Это фраза из песни «Из Алма-Аты» группы «Ногу свело» про девушку, погибшую в авиакатастрофе рейса SU4225, происшедшей в небе столицы КазССР 8 июля 1980 года. Ту-154-б2 выполнял рейс по маршруту Алма-Ата – Ростов-на-Дону – Симферополь. При взлете с алма-атинского аэродрома «Туполев» попал в турбулентность, вызванную потоком воздуха с гор, не смог набрать высоту, потерял управление и рухнул на окраине города. Все 166 человек, находившиеся на борту, погибли, еще девять человек получили ранения на земле. 

ШОК И МАТ

Эр-Рияд / 7info.ru

Все под контролем, все погибли. Именно так можно охарактеризовать катастрофу «Локхида L-1011», происшедшую 19 августа 1980 года. Принадлежащий Саудовской Аравии «Локхид» вылетел из Эр-Рияда в Джидду, но уже через несколько минут в его багажном отсеке задымилась проводка. Опасно, но не фатально. Лайнер развернулся и быстро приземлился в аэропорту Эр-Рияда, где его уже поджидали аварийные и спасательные службы. Дальше началось безумие. Вместо того чтобы сразу остановиться, «Локхид» промчался мимо пожарных, съехал на боковую полосу, удалившись от места спасения на несколько километров. Когда пожарные все-таки подоспели, выяснилось, что никто из них не знает, как открыть аварийную дверь, – все инструкции были на английском. Изнутри двери также никто не открывал – там шла потасовка, обезумевшие от страха пассажиры дрались за право первыми покинуть борт, не давая пройти к аварийным люкам членам экипажа. Не терял времени только огонь. Двери смогли открыть лишь через 23 минуты при спасательных нормативах в полторы минуты. За это время лайнер успел полностью выгореть. В битве за выживание не победил никто – погиб 301 человек, все люди сгорели или задохнулись. Их погубило не небо и даже не огонь, а паника. 

ЧАС ПИКЕ

12 августа Токио / Vestnik.az

Чем больше самолет, тем он безопаснее. Правило это срабатывает, увы, не всегда. Самая крупная авиакатастрофа, случившаяся в воздухе, произошла 12 августа 1985 года над Японией. «Боинг-747», совершавший рейс по маршруту Токио – Осака, вскоре после взлета лишился вертикального хвостового стабилизатора, затем из строя вышли все гидравлические системы, лайнер потерял управление и врезался в гору Такамагахара недалеко от Токио. Из 524 человек, находившихся на борту, выжили только четверо. Много людей умерло уже после катастрофы, поскольку спасательная операция была организована с большим опозданием. В ходе расследования выяснилось, что самолет уже попадал в аварию при взлете, в ходе которой получил повреждения. Ремонт, проведенный силами самой авиакомпании, вопреки хваленой японской ответственности оказался некачественным. После такого вердикта руководитель компании технической службы совершил суицид.

СЛОВНО ВЕС ВСЕЛИЛСЯ

И небольшой самолет может стать причиной большой трагедии. 8 января 1996 года российский грузовой Ан-32, работавший в Заире, совершал грузовой рейс из Киншасы в Кахембу. При разбеге он не смог подняться в воздух, выкатился за пределы аэродрома прямо на местный рынок, переполненный людьми. На Ан-32 погиб один человек, на земле – 298, еще 253 получили ранения. Причиной самой крупной по количеству жертв трагедии на земле стала банальная человеческая жадность: в самолет, способный поднимать не более двух тонн груза, запихали почти 11 тонн, из-за чего он и не смог взлететь.

8 января 1996 года российский грузовой «Ан-32» / Historytime.ru

КОРИДОР СМЕРТИ

12 ноября 1996 года недалеко от индийского города Чархи Дадри произошла трагедия, к которой, увы, причастен казахстанский самолет.

Грузовой Ил-76 ТД, принадлежавший авиакомпании Kazakhstan Arilines, и саудовский лайнер «Боинг-747» двигались в одном воздушном коридоре на разных высотах. Ил, находившийся выше, по неустановленной причине пошел на снижение и задел крылом «747-й». На «Боинге» погибли 312 человек, на Ил – 37, включая десятерых членов казахстанского экипажа. Это самая страшная катастрофа, случившаяся в воздухе. Виновными объявили экипаж транспортного самолета. Возможно, пилоты не поняли команд диспетчера, общавшегося с ними на английском. Также до сих пор непонятно, по какой причине транспортный и пассажирский самолеты были направлены в один воздушный коридор.

12 ноября 1996 года недалеко от индийского города Чархи Дадри произошла трагедия simp-link.com

* «Аль-Каида» – террористическая организация, запрещена на территории Республики Казахстан.

Опубликовано: 20 Января 2021 г. Над материалом работал: Виктор МАКСИМОВ | г. Нур-Султан

Другие проекты